Раздел сайта на оформлении

 

СУДОСТРОЕНИЕ 

 

* Азовское море. Каботажные суда:

** Судостроение, это промысел 17 ростовских купцов и донских казаков.

** Верфи по постройке судов располагались в Старочеркасской и Аксайской станицах.

** Плотники для постройки судов нанимались из Калужской, Орловской и Курской губерний.

** Суда строились небрежно, уступали черноморским судам, построенные в Херсоне и срок отхаживали в 1,5 раза меньше.

** Сосновый лес для постройки судов привозили с Волги по Дону.

** Дуб доставляли из Славяносербского уезда (Екатерининская губерния) и Изюмского уезда (Харьковской губернии), весною Донцом, в прочее время сухопутно.

** Железо в Ростов с Урала.

** Уголь для кузнецких работ из Грушевских копий.

** Смола из Белоруссии.

** Канаты приготавливаются в Таганроге из готовой пряжи, привезённой из Орловской области.

** Парусина из Москвы через Харьков.

 

* Восточно-славянские племена (Смоленск, Любечь, Чернигов, Вышгород и по другим приднепровским городам) зимой рубили у себя лес и строил из него суда, с наступлением весеннего половодья переправляли их по воде в Киев или Великий Новгород на продажу.

 

* Способ передвижения против течения судна при отсутствии попутного ветра. Якорь грузового судна грузят на лодку "завозни" и завозят за четверть мили вперёд и за верёвку, привязанную к якорю, тянут с судна человек 100 разом и таким образом, продвигают его против течения (Водные пути, с. 287).

 

* 1692. Соль отправлялась по р. Кама из г. Соли Камска (Соликамск) в Казань, Нижний Новгород и другие верховые города на судах, имеющих длину 16-18 сажень с грузоподъемностью 100-120 тысяч пудов. Материал судна: дерево, без железных гвоздей и скреплений. Имелась мачта с парусом. Основная тяга – гребля. Из воспоминаний посланника (посла в Китае) Эбергарда Избраннедеса (Водные пути, с. 427).

 

* 1860. Практические все корабельные рощи Воронежской губернии истреблены на строительство кораблей на верфях, начиная с времён Петра I, кроме уездов Новохорпёрского и Павловского (ГСС-1, с. 550).

 

Название плавательных средств

(морские, речные)

 

* Барка  – речная, тяжёлая, сплавная, одноразовая баржа с трюмом. Обратно против течения её не вернёшь. Довозили груз и барка шла на дрова.

* Барок (река Белая) (ГСС-1, с. 352).

* Белян (река Белая) (ГСС-1, с. 352).

* Бус - судно морского типа допетровской судовой терминологии. Название фигурирует со шнеками в летописных свидетельствах о походах против Новгорода немцев, ливонцев и шведов. "Пришедши мурмане войною в бусах и в шнеках и повоеваша погость Корельский", "иных (немцев) на море в бусах много побиша" и т.п. (Водные пути, с. 397). Казённое судно, плавающее по Каспийскому морю (Водные пути, с. 431). Использовался для перевозки грузов и пассажиров между портами (Водные пути, с. 282).

* Галер. Район Буга (Украина). Грузоподъёмность от 35 до 42000 пудов клади (местное название) (ГСС-1, с. 328). Плоскодонное судно генуэзцев для торгового движения по реке Днестр (Водные пути, с. 61).
* Галея (галера-север, галия-прибалтийские варяги, каторга-Каспий, Черное море) - гребное судно. В которых ходили немцы на Новгород (Водные пути, с. 396).

* Досчаник (дощаник, Пермь) – грузовое судно. Длина до 10 сажень (Водные пути, с. 259).

* Драк (дракон).

* Дубассы. Район Буга (Украина). Грузоподъёмность от 8 до 10000 пудов клади (местное название) (ГСС-1, с. 328).

* Каботажные суда – предназначены для провоза отпускных товаров из Ростова к кораблям, стоящим на таганрогском рейде, развозкой леса и других материалов в разные места азовского прибрежья, доставкой пшеницы и других товаров от пристаней Бердянска и Таганрога к судам, стоящим на рейде, для нагрузки, доставкой рыбы и других произведений рыболовства, от мест их добычи, в Ростов и др. порты.

* Карбасы – судно предназначено для плавания на одного пассажира или двух при 6 гребцах. Покупная стоимость судна 5,5 рублей (Водные пути, с. 407). В стоимость путешествия входи плата кормчему (11-12 гульденов) и гребцам (4-7 гульденов каждому). Во время плавания гребцы образовывали смены, чередовавшиеся через каждые 10-20 верст путины.

* Каюки – суда большей емкостью, чем карбасы. Готовы принять 3-5 пассажира при 12-14 гребцах. Имеет каюты с кроватями, столами, скамейками и т.п. принадлежностями. Стоимость судна до 25 рублей (125 гульденов).

* Лойвы – суда финские, литовские, немецкие и корелы, на которых совершали они на новгородские пределы. В судах этого типа ходили новгородцы на Балтийское взморье и в Ладожское озеро с мирными торговыми целями, так и для военных действий против своих соседей (Водные пути, с. 398).

* Лыжвы. Район Буга (Украина). Грузоподъёмность от 8 до 10000 пудов клади (местное название) (ГСС-1, с. 328).

* Кабара.

* Кат - казённое судно, плавающее по Каспийскому морю (Водные пути, с. 431).

* Коломенок (река Белая) (ГСС-1, с. 352).

* Корабль (кораб).

* Карбас – пассажирское судно. По возможности ходили под парусом или на вёслах. При невозможности на попутных пристанях нанимались бурлаки. Стоимость судна 5,5 рублей и каждому гребцу на них платили по 4 гульдену, а кормчему 11-12, так, что весь проезд на подобном судне обойдётся рублей в 13 (Водные пути, с. 259).

* Каторг – гребное судно, где гребца приковывают цепями. Подневольный труд преступников и мусульманских военнопленных: "Всяких воров и бусурманских полонянников мочно на каторги сажать для гребли на цепях, чтоб не разбежались и зла не учинили" Данный проект Виниуса не имел реализации, а название стало использоваться в реальной жизни, например, каторжные работы, каторжане и т.д. (Водные пути, с. 438).

* Каюк – пассажирское судно. Суда (барки) вмещали 3-5 пассажиров, имелись деревянные постели, столы, скамейки со всеми необходимыми принадлежностями. Стоят 25 рублей (125 гульденов). Нанимаются гребцы (12-14 человек), каждому платили 6-7 гульденов. Меньше по размеру пассажирское судно "карбас" и менее комфортные (Водные пути, с. 259).

* Кубара (грец.) – род морского судна (Водные пути, с. 12).

* Коча - плоскодонные гребные суда с одной палубою под парусом только под прямой ветер. Длина 12 сажень. Построены из одного дерева. Гвозди деревянные, как и другие судовые скрепления (Водные пути, с.461).

* Лодья (ладья).

* Насады (струги) – крупные волжские суда. Длина 16-18 сажен, при осадке до 12 футов. Грузоподъёмность: 100 – 120 пудов. Преимущественно перевозиться: соль, рыба и хлебные грузы.  Насад – род речного судна. Мобильно. Гребцы скрыты под палубой. Воины на палубе облеченные в броню. Судно имело 2 руля (нос и корма, 2 кормчих) и позволяло двигаться передним и задним ходом (Водные пути, с.50). Другое определение: Насад – грузовое судно. Строились из дерева длинные и широкие. Плоскодонные с осадкой, не более 4 фунтов с крытыми грузовыми трюмами (Водные пути, с. 259). Использовалось в Устюге (водные пути, с. 284). Затем "коломенки", "каюки", и "ладьи", поднимавшие по несколько сот пудов груза, "дощаники" и целый ряд мелких судов – лодки "кладные" и "плавные", "завозни" (для завозки якорей), "паузки" (суда перегрузочные), "нелодники", "ботники" и пр.

* Однодеревка – русское судно, выдолбленное из одного древесного ствола (Водные пути, с. 51).

* Окедия (скедия).

* Подчал (река Белая) (ГСС-1, с. 352).

* Полубарок (река Белая) (ГСС-1, с. 352).

* Сандалец.

* Струг.

* Треиры (греч.) – византийские военные корабли (Водные пути, с. 16, с. 100).

* Тялка – род морских килевых и палубных судов (Водные пути, с. 143). Казённое судно, плавающее по Каспийскому морю (Водные пути, с. 431).

* Учаны – описание судна бургарского похода 1182 года.

* Ушкуями – особое устройство лодки, отличавшиеся небольшими размерами, легкостью хода и мелкой осадки, дозволявшею им ходить по рекам сравнительно незначительной глубины. На таких лодках в XIV и XV веках отважно разгуливали по Балтийскому морю и по рекам Волге, Каме и Вятке удалые шайки новгородской вольницы, временами наводившие страх на морские побережья Скандинавского полуострова и на волжские побережья Булгара и Золотой Орды, не давая, при удобном случае, спуска и караванам русским. Ушкуйники отправлялись целыми караванами, представлявшими собою грандиозные разбойничьи предприятия (Водные пути, с. 395). Ушкуйники – от слова "ушкуях" – легкая новгородская лодка. "Пенители рек". Северные водные разбойники, которые нападали на бесерменов (Водные пути, с. 269).

* Челн.

* Шитяк (10000-120000 пудов) (ГСС-1, с. 481).

* Шкут - казённое судно, плавающее по Каспийскому морю (Водные пути, с. 431).

* Шнек (снек, шнявы – русский Балтийский флот) – гребное судно, в них с войной приходили немцы и шведы в Новгород (Водные пути, с. 397).

* Ялик – тверское гребное судно. В 1767 году построена роскошная императорская галера "Тверь" для путешествия Екатерины Великой по Волге. Имела большую популярность до начала XX века.

 

Термины

 

Бечева – оснастка судна, верёвка из пеньки (Водные пути, с. 286).

Береговое право (варварский средневековый обычай) – судно, потерпевшее крушение у какого-либо берега, признавалось, со всем своим грузом, собственностью владельца этого берега (Водные пути, с. 10).

Бичвая тяга – для транспортировки плавательного средства вверх против течения реки использовалась тяга из 6-12 пар лошадей с каждого берега. Силы и средства брались из близ расположенных населённых пунктов вдоль рек.

Буруны – мелкие водовороты на поверхности воды (Водные пути Туркестана, с. 33).

Залозники – караваны торговых суден, идущие по Залозному пути (Водные пути, с. 80).

Кочет – приспособление для весла (Водные пути, с. 20).

Снастя – шесты лодочные (Водные пути, с. 57).