ПУТИ И ДОРОГИ

 

Пути и дороги являются торговой связью между населёнными пунктами страны и за её пределами. Торговцы искали возможность поменять или продать свой товар. На пути торговых караванов были препятствия: непогода, болезни, переволок, подъём судов вверх по течению рек, многократная перегрузка товара на гужевой транспорт. Любое торговое путешествие имело большую опасность остаться без своего товара или жизни. В подразделах будут рассмотрены отдельные существовавшие пути и дороги.

 

ПУТИ     

 

В древности основной дорогой была вода рек и морей, которые назывались водными путями. Леса были дремучи и малопроходимы. Возле них и селились люди, обеспечивая их работу и кормясь ими. Степной народ кочевал, но без воды прожить не мог.

 

 I. Между Киевским княжеством и нижней Волгою: Киев – Кременчуг (Волынская губерния) – устье реки Ворсклы – г. Полтава – г. Волчанск (Харьковская губерния) – г. Коротояк (Воронежская губерния) – г. Бугучар (Воронежская губерния) – Качалинская станица (Земля Войска Донского) – г. Царицын (Саратовская губерния) (Водные пути, с. 97).

 

 II Греческий путьпуть «из варяг в греки». Водный. Греческий путь, гречник – по названию купца, ходившего этим путём. Маршрутов с севера на юг множество, наиболее часто упоминаемые:

 1. Днепр-Западная Двина-Ловать-Ильмень-Нева ("Из грек (т.е. от Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати внити в Илмерь (Ильмень) озеро великое, из него же озера потечёт Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское), того озера впидеть устье (так называет летописец реку Неву) в море Варяжское, и по тому морю идти (можно) до Рима, а от Рима прийти ко Царьграду, а от Царяграда прийти в Понт море, в него же втечет Днепр река" (Полное собрание русское. Летопись, том I, c.3).

   2. Днепр-Западная Двина-Рижский залив.

   3. Днепр-Березина-Западная Двина-Рижский залив.

 Местечко Олешье (Алешки, Elice) (Семенов П. Географическо-статистический словарь Российской Империи, с. 71) образовано для стояния верховых и низовых судовых караванов перед выходом из устья реки Днепр в Черное море или обратно продолжительность, как правило 2-3 суток. Кто основал место стоянки, отдыха, перегрузки товара не ведомо, то ли греки, генуэзцы или русские для торговли с Киевом, но он превратился в целый город. Известно это место было печенегам и половцам.

 

    III. Из Приднепровье в Дон и Донец. Торговля с Византией (на юг), с Булгаром и Итилем (на восток). Маршрут: Киев, Чернигов, Сновск, Новгород-Северный, Сосница, Конотоп, Трубчевск, Брянск, Карачев, Путивль, Рыльск, Курск, Щигры, Елец, Задонск, Воронеж, Коротояк.

 

 IV. Из Черного моря в Азовское без морского перехода (по рекам). Использовался ещё в древнее время скифами. В эпохи Плиния, Тацита, Страбона и даже Геродота (Водные пути, с. 83-84). Из устья Днепра в устье Дона в обход Таврического полуострова через Перекопский перешеек.

 

 VЗалозный путь – древний торговый путь Древней Руси (Киев -Тьмутаркань, далее Малая Азия и страны Востока). Единого мнения о названии маршрута нет. Исследователей по данному вопросу много, как и мнений. За лозами (где росла лоза (род тальника, материал для изготовления лаптей) в днепровских плавнях) говорили одни, другие что путь был "залазьний" (опасный ввиду угрозы нападения кочевников), следующие, что "залозный" (древнее произношение слово "железо") караваны везли товар из Китая и других мест. Из летописей следует путь из варяг в греки и залозный путь сходились у Канева.

 

  VI. Каботажный путь – 

 

  VIIСоляной путь – Из Галицкой Руси (из Приднепровья на запад, по реке Припять) по водной "большой дороге" (Водные пути, с. 82).

 

   VIIIИз варягов в арабы (IX век, путь из Балтийского моря в арабские страны или Волжский торговый путь). Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев — торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались. Маршрут: Балтийское море, река Нева;бухта Петрокрепость Ладожского озера; Волховская губа Ладожского озера; река Волхов, первая остановка - Староладожская крепость (существует с XII века)

 

Искусственные: 

Вышневолоцкий водный путь сообщения. 1703 год. Пётр I приступил к созданию пути после присоединения к Российской Империи финского побережья и основанием в устьях реки Нева новой столицы.

 

Справочно: Сплавная река. Переводимые грузы: лес, хлеб, пенька, спирт. Например, река Жиздра.

 

ДОРОГИ

Названия дорог и предназначение с веками менялось. На смену пешеходных стёжек и лошадиной тяги, пришли механические средства передвижения, что существенно сократило время в пути. Появился комфорт и дорожный сервис.

 

* 1302. Начало создания Большой Ордынской дороги. Она вела из Москвы через Лопасню, Тулу на Великий переволок Волго-Донского междуречья в столицу Золотой Орды Сарай. Ныне в Москве напоминает об этом улица Большая Ордынка.

 

Торговые дороги

Этапные дороги – совпадают с описанием почтовых трактов (Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Том VI, часть 5. Орловская губерния. С-П.: Департамент Генерального штаба, 1855, c. 29-30).

Просёлочные дороги – связывают селения между собой. Узки, мосты менее исправны. В зимнее время не расчищаются (Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Том VI, часть 5. Орловская губерния. С-П.: Департамент Генерального штаба, 1855, c. 29-30).

 

Гужевые дороги

Болховская дорога (старая) – маршрут. Болхов-….-Плохино-…...

Изюмская дорога (Изюмский шлях до XV века) – конец XVI века. Маршрут: Москва-Серпухов-Тула-Ливны-Курск-далее отклонялась от Муравской дороги влево направляясь течением р. Оскола (на г.г. Оскол, Валуйку и Изюм), а от Изюма, сворачивая к ю-з, направлялась к р. Самара, где снова соединялась с Муравской дорогою-Перекоп-Таврический полуостров (Водные пути, с. 87; Книга Большого Чертежа).

Калачёвская дорога - вопрос.

Кальмиусский (Калмиусский) шлях – дорога (конец XVI века). Маршрут отклоняется от Муравской дороги у г. Ливень на восток по долине р. Оскола, перевал через Донец к верховьям р. Кальмиуса, спускалась по течению этой последней и затем направлялась к низовью р. Молочной (иное название Молочные Воды), пересекая реки-вдоль Азовского моря-Перекоп где соединялась с Муравской дорогой-Таврический полуостров (Водные пути, с. 87; Книга Большого Чертежа). По другому источнику Калмиуссая дорога проходила через Воронеж, по Изюмскомому шляху, отходившему от Муравского у истоков реки Орель, и по Крымскому, или Чумацкому, шляху, приходившему от Перекопа по запорожским степям вдоль левого берега Днепра и у реки Волчьи Воды соединявшемуся с Муравским шляхом (Британский взгляд на Крым, 2013, с.39).

Муравский шлях (татар.) – дорога на Москву из Крыма (Муравская дорога). Конец XVI века. Маршрут: Москва-Серпухов-Тула-Ливны-Курск-верховья реки Оскола-к верховьям р. Северного Донца и Ворсклы-к верховьям рек Орельки, Берека и Торца, форсирование р. Самары и Волчья (иное название Волчья Вода)-выход к р. Конка-Перекоп-Таврический полуостров. Между р. Молочною (иное название Молочные Воды) и Перекопом местность в степи стоят каменные бабы ("а на речке на Терновке стоит каменный, а от каменного человека до р. Самары вёрст 30"; а "вверх р. Елкуваты курган высок, а на нём 3 человека каменных"; "на Самаре, у двух девок каменных"; "а по правой стороне, по тому истоку люди каменные, болваны") (Водные пути, с. 87; Книга Большого Чертежа). После того, как движение по этой дороге было перекрыто для татар русскими заставами, татарские набеги на Москву проходили по боковым веткам Муравского шляха.

Рязанская дорога - дорога на Москвы через Рязань, Шацк, Ряжск, Козлов, Воронеж и далее в Крым. Дорога подвергалась набегам нагайцев (Британский взгляд на Крым, 2013, с.39)

Свиная дорога – дорога от Рыльска до Болхова (Новиков. Древняя российская идрография, 1773, с. 112)"А Свиная дорога от Рыльска до Болховаю А тою Свиною дорогою прихаживали белогородские татаровя и на Орловские места, Бакай мурза, как польских градов не было". Дорога получила название от русских в насмешку (ГСС-4, с. 515). Дорога от Днепра прохаживались белогородские татары на рыльские, карачёвские, орловские и болховские уезды.

Старая посольская дорога (рус.). С XV века  ее называли "посольской дорогой", позднее именовалась "смоленская дорога". С появлением новой смоленской дороги, стала старой. Кто только не ходил по ней, даже путешественники из далекой Венеции добирались на поклон к Ивану III.  Иностранные послы,  дипломаты, купцы тянулись в русские княжества, и путь их был, ясное дело,  нелегок.

Пахнутская (Пахнутцова) дорога - вопрос.

Черный шлях, проходил дер. Сальница при речке Сальничке (Подольская губерния, 1860, в 229 вёрстах от г. Каменец-Подольск). XVI век. По этому пути крымские и буджарские татары делали свои набеги на Волынь (ГСС-4, с. 399).

 

ТРАКТЫ

 

История тракта. В средневековом «Сокровенном сказании» по этому поводу сообщается, что в определённых местах были созданы ямы (прообраз почтовых станций), на каждой находилось по 20 верховых гонцов (улачинов), доставлявших ханские указы, содержалось определённое число лошадей и овец. Смотрители ям (ямчины) назначались от каждой тысячи. И слова «ям», «дзя» (дорога), «ямчи» (проводники) заимствованы у татаро-монгольских пришельцев. От слова "ям" происходит слово "ямщик".

 

Почтовые тракты

В торговой связи между населёнными пунктами Древней Руси использовалась вода (реки, моря и океаны), позднее почтовые тракты (грунтовые дороги) для перевозки пассажиров, грузов и почты, затем прибавились железнодорожные сообщения или их комбинации. В зимнее время на отдельных участках почтовых трактов использовались замершие русла рек. На пути располагались станции (ям, постоялые дворы для отдыха и питания, смены кучеров и лошадей).

 

* Астраханский (почтовый) тракт (ранее именовался Ногайский шлях, Астраханский шлях, Рязанский тракт) проходил от Хвалынского моря из Астрахани (Нижнее Поволжье) правым нагорным берегом Волги до места сближения её с Доном, далее на северо-запад степями Дикого поля до устья небольшой реки Савалы, впадающей в Холер, потом параллельно её левому берегу, затем по водоразделам между Битюгом и Цною, Матырой и Челновой — на север. Первоначально проходил через города Астрахань, Царицын, Тамбов, Рязань в Москву. Известен со времён Золотой Орды. Точная дата появления тракта неизвестна. Район нынешней Астраханской области являлся центром Золотой орды и входил в систему сообщений между улусами Монгольской империи и ногайский шлях в немалой степени способствовал развитию почтовых сообщений.

  Путешествия из Астрахани в Москву вплоть до XVIII в. были затруднительны и опасны. На всем протяжении пустынной дороги путники не могли найти продовольствия, укрыться от дождя и зноя. В любое время могли напасть шайки разбойников или кочевников. Поэтому в дальнюю дорогу отправлялись большими караванами в сопровождении хорошо вооружённой и многочисленной охраны. В различных актах, которые направлялись царицынским воеводам в XVIII в., очень часто давались указания, чтобы путники держали в дороге «великое бережение», высылали вперёд себя разъезды, а ночью выставляли на станах зоркие и чуткие караулы. Во второй половине XVIII века Астраханский тракт был продлён до Моздока через Кизляр, а отрезок дороги от Астрахани до Моздокской крепости именовался Кизлярский тракт (иное название Астраханско-Кизлярский торговый тракт). Протяжённость Астраханского тракта составила 1972 версты, из которых 560 проходилось на Кизлярскую дорогу. Местность безводная, засушливая, безлюдная, что сильно ограничивало пропускную способность дороги и ставило под угрозу снабжение российских войск на Кавказе. Отсутствие укреплённых пунктов и поселений вдоль пути облегчало горцам и татарам совершать нападения на проезжающих и мирных жителей Астраханской губернии.

 

  XVII век. В 1603 году вдоль тракта находились шалаши для путников, а на обочинах дороги были расставлены каменные бабы с огромными головами, которые помогали определить направление движения. Бабы с вырезанным на туловище полумесяцем указывали путь в Крымское ханство. С изображением чёрного человека, густо испещрённого белыми пятнами, — к грузинам и дальше, в Персию. Со знаком солнца – в Китай, а с изображением креста – в Московию.

   В январе 1695 года, готовясь к Азовскому походу, Пётр дал указание думному дьяку Е.И. Украинцеву, который руководил посольским приказом, организовать беспрепятственные и безопасные почтовые прогоны из Москвы до Царицына.

   Астраханский тракт проходил через Рязань по улицам Московская, Почтовая и Астраханская. На нем стояла небольшая церковь Николы Мокрого (XV век) — в честь покровителя странствующих — Николы Чудотворца. А странствующими являлись не ямщики. Чтили церковь в округе. С развитием торговли в Рязани местные ломовики и лихачи быстро богатели, и маленькая церковь уже не отвечала запросам прихожан. И в 1788 году на добровольные пожертвования рязанских ямщиков построен новый храм, наречённый Николо-Ямская церковь. Здесь же ямщики венчались, крестили детей. Даже традиция была — если после венчания молодые трижды объедут церковь на тройке с бубенцами, быть в семье ладу и достатку.

    По Астраханскому тракту в царствование императрицы Елизаветы Петровны по ее прихоти одно время из Астрахани в Москву и Петербург ходила так называемая «фруктовая почта». В особо оборудованных и приспособленных тележках доставлялись фрукты и арбузы для императорского двора. В XVII в. на Царицын была возложена обязанность ежегодно поставлять в Москву десять живых кабанов, столько же сайгаков, двадцать диких коз и двести куропаток. В окрестностях города на реке Мечетке был устроен зверинец, где содержалась дичь, а осенью особым царским обозом она отправлялась в Москву.

 

   XVIII век. В 1722 году, готовясь к Персидскому походу, Пётр I провёл через Правительственный Сенат указ об организации государственной постоянной почтовой дороги Москва-Астрахань и почтовых дворов – «подстав» - на ней. С тех она и стала во всех официальных документах именоваться Астраханским почтовым трактом. Народ же по-прежнему называл ее шляхом, но уже не Ногайским, а Астраханским.

Создание и развития тракта тесно связано с созданием Кавказской укреплённой линии, основание которой было положено строительством в 1735 году Кизлярской, а в 1763 году Моздокской крепости. Жизнеспособность новой линии, а значит и успех российской колонизации в то время во многом зависели от состояния Кизлярского тракта, по которому на Кавказ доставлялось всё необходимое. Кизлярский тракт являлся составной частью Астраханского тракта.

 

   XIX век. Астраханский шлях, как один из важнейших грунтовых путей сообщения, имел большое значение в жизни всего юго-востока России. По шляху в станицу Урюпинскую на ее знаменитые ярмарки (Покровскую — осеннюю и Крещенскую — зимнюю) доставлялось множество товаров как с юга — от Астрахани и Каспия, так и с севера — из Москвы и центральных промышленных областей, а также сгонялись огромные стада крупного рогатого скота, отары овец и табуны лошадей. Большие торговые обозы шли по шляху и зимой, как только выпадал снег и устанавливался санный путь. В донских казачьих станицах и русских сёлах, стоявших на Астраханском тракте, строго соблюдался издавна установившийся обычай — звонить по метели. С вечера, как только начинало смеркаться, в метель со всех колоколен плыл медленный тягучий звон. Делалось это для того, чтобы запоздавшие обозы и путники не сбились с дороги и не блуждали в степи.

  Позднее Астраханский тракт был поделён на части, так образовался участок тракта, который стал именоваться Рязанский ямской тракт (он же и торговый) начинался в Москве от Покровской (Абельмановской) заставы и пролегал по Нижегородской улице, через Перово, Люберцы, Бронницы, Коломну, Шурово, Луховицы, Рыбное и Рязань. Общая протяжённость его была около 200 вёрст (Рязанское шоссе пролегло по трассе тракта, несколько выпрямив последний и сократив этим расстояние вёрст на десять). По закону 1833 года Рязанский тракт был отнесён к дорогам 2-го класса - дорогам так называемым больших сообщений, содержание которых возлагалось на земские повинности.

* Байкальский тракт. Почтовый тракт вокруг Байкала. Забайкалье. 1801. Иное название: Кругобайкальский (Кругоморский) тракт.

* Бийско-Барнаульский (почтовый) тракт

* Бийско-Кебезенский тракт (Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911, с. 138).

* Бийско-Уймонский тракт (Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911, с. 138).

* Бийско-Улапинско-Чемальский тракт (Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911, с. 138).

* Верненский (почтовый) тракт (Ташкент (ж.д. станция кабуль-Сай) – Чимкент – Белые воды (русские селения) – Антоновка (русское селение) – Ванновка (русское селение) – Высокое (русское селение) - Бурное (русское селение)- Грозное (село) – Аулие-Ата (отбит у каканцев, далее именовался Джамбул, Тараз) – Подгорное (русское село) – Луговое (русское село) – Каменка (русское село) – Мерке (русское село) – Чалдовар (старожильческое русское селение) – Кара-Балта (старожильческое русское селение, образовано в 1874) – Беловодское (русское село) – Пишпек (занят русскими в 1863 после восстания Байтика против ханского наместника, 50 % жителей русские на 1900 год) – далее разделён в 1909 году на 2 направления: первое - Верный и Джаркент к Китаю; второе - на Рыбачье, Иссык-Куль (Кутемальды) и Нарын. Русские поселения группировались вдоль почтового тракта, образуя крупные цветущие посёлки, обрамлённые зеленью садов, скрывающих усадьбы от дороги, шума и солнца. Не всегда озеленение селений производилось по желанию, и иногда по принуждению губернатора. За гибель посаженных деревьев порка. Тракт служил до 1918 года. Далее система сообщения была нарушена до 1921 года. На смену тракта пришла Ташкентская железная дорога.

* Владимирский тракт. Москва – Тобольск (через Владимир-Нижний Новгород-Казань-Елабуга-Ижевск-Пермь-Кунгур-Суксум-Екатеринбург-Тюмень).

* Змеиногорский и Усть-Каменогорский тракт (Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911, с. 118).

* Смоленский тракт (Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911, с. 121).

* Уймонский тракт (Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911, с. 120)

* Чуйский (Мунгальский) тракт. Начало освоения 1756 год, ввиду ежегодного религиозного шествия тюрбенцев (поломники) в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево.

 

Определения

 

Мягкие почтовые дороги – не шоссированные, транспортные тракты обсаженные берёзами и ракитами. В народе именовались «Екатерининские» (Водные пути, с. 58).

 

Направления

* Петербург - Москва (через Новгород-Валдай-Тверь).

* Москва – Белгород (через Тулу-Орёл-Курск).

* Москва – Архангельск (Ростов – Ярославль – Вологда).

 

Железные дороги

  В конце 60-х и в начале 70-х годов XIX в. началась постройка железных дорог. Были проложены стальные пути: Грязи — Царицын, Тамбов — Камышин, Харьков — Балашов и др. Железные дороги обеспечили быструю перевозку грузов и скота, и торговое значение трактов упало. Были упразднены конно-почтовые станции, закрылись корчмы и постоялые дворы. Тракты стал обычной проезжей дорогой.

  Первоначально железные дороги были частные, в основном грузовые для подвоза сырья и вывоза готовой продукции с заводов и фабрик. Названия их менялись ввиду укрупнения или продления до следующего населённого пункта. Менялись хозяева и выполняемые задачами, для которых они создавались. Первая мировая война внесла коррективы, отдельные дороги были выкуплены казной и выполняли грузовые перевозки в военных целях. С приходом советской власти вся существующая железнодорожная сеть России была национализирована и объединена.

 

* Алтайская железная дорога (1915).

* Амурская железная дорога (1906—1916).

* Балтийская железная дорога (1868-1870). Проходила через Петербургскую и Эстляндскую губернии.

* Варшавская железная дорога.

* Волжско-Донская железная дорога (хут. Климова (на Волге) – г. Цариныно Саратовской губернии – Калачевский затон на Дону). 1858 год. Принадлежит частной компании. Учредители Кокорев, Мельников, Новосельский. Первоначальный капитал общества – 8 млн. рублей. Протяжённость 68 вёрст. Является заменой уничтоженной в 1858 году Волжско-Донской дороги (пос. Дубовки (Саратовская губерния) – Качалинская пристань (Земля Войска Донского).

* Забайкальская дорога (1895—1900)

* Западно-Сибирская железная дорога (1892—1896).

* Китайско-Восточная желехная дорога (1897—1904).

Маньчжурская железная дорога (до 1917 года , с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, впоследствии - Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Строилась (1897) на средства Российской Империи. Маршрут: Чита-Порт-Артур через Империю Цин. Начальный этап колонизации Россией восточной Маньчжурии. Ныне принадлежит Китаю.

* Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (1897).

* Московско-Казанская железная дорога (после 1891).

* Московско-Курская железная дорога.

* Московско-Нижегородская железная дорога.

* Московско-Рязанская железная дорога (до 1891). Далее именовалась Московско-Казанской железной дорогой.

* Московско-Ярославское-Архангельская железная дорога.

* Николаевская железная дорога.

* Петергофская железная дорога.

* Петербургско-Варшавская железная дорога (1852-1862). 1046 вёрст (1115 км). 4-я в России. Построена по указу Императора от 15 февраля 1851 года.

* Псково-Рижская железная дорога

* Путиловская железная дорога. Грузовая (1869). Хозяин: действительный статский советник Н.И. Путилов.

* Рижская железная дорога

* Рижско-Динабургская железная дорога (ГСС-4, с. 295)

* Рязанско-Уральская железная дорога.

* Самаро-Златоустовская железная дорога.

* Саратовская железная дорога (до 1863).

* Средне-Сибирская железная дорога (1893—1899).

* Сызранско-Вяземская железная дорога.

* Уссурийская железная дорога (1891—1897).

* Царско-сельская железная дорога (1836-30.10.1837). Первая в России и 6-я в мире.

 

ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

XVII век. Первые дорожные знаки (ориентиры направлений). Вдоль астраханского тракта находились шалаши для путников, а на обочинах дороги расставлены каменные бабы с огромными головами, которые помогали определять направления движения. Бабы с вырезанными на туловище: полумесяцем указывали путь в Крымское ханство; черного человека, густо испещрённого белыми пятнами - к грузинам и дальше в Персию; со знаком солнца – в Китай; с изображением креста – в Московию (Британский взгляд, с.30).

1866. Введены первые номерные знаки на экипажах.

* Начало XX века:

** Скоростной городской режим для автотранспорта. В Москве разрешалось ехать со скоростью 20 верст в час (в Харькове – не более 12, в Одессе – не быстрее 15-20) в зависимости от улицы.

** Технический осмотр автотранспорта. Для регистрации автомобиля владелец должен был предоставить в Городскую управу точные сведения об автомобиле и его назначении, количестве лиц, допущенных к управлению. И сам автомобиль – на испытания. В случае удовлетворительного решения комиссии он платил сбор и получал отдельный номер-жестянку. Он крепился на автомобиле сзади и действовал год, одновременно являясь чем-то вроде талона техосмотра. Чтобы отличить просроченные автомобильные номера, в Петербурге меняли форму жестянок, их цвет и шрифт, а в Москве – только цвет фона и цифр. Кроме того, владелец получал разрешение в виде книжки с напечатанными в ней правилами движения. При этом он должен был быть свободен от органических недостатков, которые мешают управлять ''(по-современному: водитель должен быть трезвый)".

1904. 31 июля. Московский миллионер Александр Солдатенков на автомобиле "Жорж Ришар" мощностью 40 л.с. проехал версту по Волхонском шоссе Санкт-Петербурга за 362 секунды. Развив максимальную скорость — 106,091 км/ч.

* 1910. Автопробег Петербург - Неаполь - Петербург на автомобилях «Руссо-Балт».

 

ФАКТЫ

 

Недостатки верблюжьего транспорта. При каждой остановке верблюды развьючиваются, товары перекладываются, следовательно мнётся, бьётся. Верблюд может поднять груз до 18 пудов на близкий путь, на дальнее расстояние может быть загружен не более, как 12 пудами. Таким образом, караван из 100 верблюдов способен нести 1200 пудов (Новый Восток.  Журнал научной ассоциации Востоковедения Союза ССР. Книга 8 и 9. М.: Искра Революции, 1925, с. 145).