Страница сайта на оформлении

 

ИСТОРИЯ БЫТА ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ

 

ЖИЛЬЁ

 

Городские дома у водоёма по требованию властей (конец XVIII – начало XX века) должны располагаться фасадом (лицом к оным) к воде для создания  набережных улиц. Деревенские (сельские) дома ставились задом к водоёму. Расположение лицом к параллельной ей улице (План Сергиевского посада (1853).

 

Убранство палатное и комнатное

 

* Ватула, взголовье, грива, завес, задержка, занавеска, ковер, лентий, наволока, настольник, небо, одеяло, перина, подзор, подножие, подушка, подпростынник, покрывало, налавочник, полог, полотенце, постеля, простыня, ромушина, рукотерник (утильник), скатерть, столечник (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.69).

 

 Крестьянское

 

  До конца XIX века крестьянство было самым многочисленным сословием бывшей Российской империи. Архаичный уклад жизни русской деревни на протяжении столетий не претерпевал значительных изменений со времён средневековья. 

  Самое распространённое жилище крестьянина состояло из одного помещения около 20-25 кв. м. Малый объём крестьянского дома был грамотно организован, что в нём располагалась довольно большая семья из 7-8 человек, где каждому отводилось своё место в общем пространстве. Повседневные бытовые заботы требовали наладить особую рациональную систему организации жилища. Поэтому в крестьянском доме существовал чёткий порядок расположения предметов, нацеленных на удобство в употреблении: будь то угол, пока и сундук. Ничего лишнего в хозяйстве не было.

  Центральное место в доме занимала печь. Её ставили на опечек - фундамент из брёвен. От расположения печи зависела внутренняя планировка крестьянского дома: даже поговорка возникла "Плясать от печки". Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. Эта часть дома называлась печным углом или бабьим кутом. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали, вязали, тут же нянчили младенцев. Рядом  с печью находилась многочисленная кухонная утварь,: горшки, крынки, кувшины, чугунки, блюда, лопата для хлеба, миски, ухваты, ковши, выполненные из глины, дерева, чугуна. Над печью по всей длине стены и под потолком на входной дверью устраивался деревянный настил - полати, где спали дети, а иногда и взрослые. Здесь хранилась одежда, сушили лук, горох. По диагонали от печи располагался красный угол (ещё его называли передний или святой). Здесь помещалась божница с иконами – обязательный атрибут крестьянского дома. Его украшали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Под образом стоял обеденный стол. На нём, никогда убираясь, стояла объёмная резная солонка в виде креслица на полтора-два фунта соли. Она закрывалась крышкой, чтобы не попал мусор.

  Около двери и напротив окна обустраивали мужской угол или коник. Здесь ставился рундук – наглухо вделанный в пол и стены сундук с плоской крышкой. В нём хранилось крестьянское добро. На рундуке спал хозяин, охраняя имущество и дом, а днём выполнял мелкие мужские работы: шорничал, сапожничал, плёл лапти, корзины и т.д. Этот рундук и назывался коником, так как изголовье лавки представляло собой бревно с вырезанными на нём конской головой.

  Женщины и дети находились на женской половине возле печи. Мужчины обычно работали, днём отдыхали на мужской половине, включавшей в себя угол и лавку около входа. Места для ночного сна также были распределены. Нарушать заведённый порядок без крайней необходимости не полагалось.

  К жилой части дома примыкал своеобразный тамбур – сени. Они предохраняли дом от попадания холодного воздуха. Здесь хранились вещи необходимые крестьянам в повседневной хозяйственной жизни: короб, коромысло, маслобойка, ручные жернова и прочие. У входа – сушёные травы и ягоды: рябина, калина, мята, зверобой. Из них заваривали чай и лечебные напитки (Экспозиция. Убранство деревенского дома, г. Александров Владимирской обл.).

 

1764. Простолюдин ел хлеб пополам с соломой, спал на полу в дыму с телятами и овцами, а летом и осенью простой народ спал на улицах. На Москве-реке и Яузе мылись лица обоего пола, прямо, открыто на воздухе, стирали своё белье (Пыляев М. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. С-П.: издательство Суворова А.С., 1891, с 12).

 

Жильё жителей Камчатки и Сахалина

 

* Айны (жители Камчатки, Сахалина (больше, на юге), низовья Амура, Японии) делали лёгкие юрты из еловой коры, жердей, а из луба ильмы делали тебе летнюю одежду (артус), а из травы Calamagrostis – цыновки (вместо нар), которыми устланы юрты, вокруг очага. В пищу употребляют корни Corydalis tonsa, которые варятся как картофель, и луковицы разных лилий, известных русским под общим названием сараны.

 

ПИРЫ

 

На пирах князей играли гусли, и использовалась органная музыка. Иногда пиры организовывались в складчину между гражданами, которые носили название братовщин или братчин. В Уставных грамотах имеется постоянный запрет «тиуном и наместничьим людям на пир и на братчину незваным не ходити».

 

ОХОТА 

 

Забавой князей была охота. На неё собирались, как в поход. В отдалённые места князья шли со своими дружинами, иногда сухим путём, иногда водою. Духовенство не слишком благосклонно смотрело на такое пристрастие (Чтение, 1846, № 1, с. 57).

 

ПОСТРИГ КНЯЗЕЙ И БОЯР

 

Постриг перед смертью. Обычай господствовал между князьями и княгинями (Чтение, 1846, № 1, с. 46).

Постриг при жизни. Князья и бояре оставляли весёлую жизнь в дружине княжеской и постригались в монахи. Например, Святослав (Николай) Давидович Черниговский (прозвание - Святоша) отказался от мира и заключился в обители Печерской, где удивлял своею суровою подвижническою жизнью. И между княгинями были инокини: Анна (Янка), дочь великого князя Всеволода Ярославича постриглась в Киевском Андреевском монастыре. Предслава, дочь Полоцкого князя Георгия, постриглась под именем Евфросинии в монастыре у тётки своей. Сама основала 2 монастыря и постригла родную сестру, двоюродную и 2-х племянниц.

ПРИСВОЕНИЕ ИМЁН И ВОСПИТАНИЕ КНЯЗЕЙ

 

При рождении младенца княжеского рода получал родовое имя, в честь одного из предков или родичей, например Владимир, Святослав, Рюрик. Это имя называлось мирское или княжое; при святом же крещении давалось другое греческое, в честь какого-нибудь святого. Тот же обычай соблюдался и касательно младенцев женского пола, например языческие имена княгинь – Верхуслава, Мальфрид и др. Употреблялись также прозвания, например для мужчин Храбрый, Удатный, Святоша; для женщин, например, «родися дши у Ростилава у Рюриковича, и нарекоша имя ей Ефросенья, прозванием Изморагд, еже наречеться дорогой камень». Если молодой князь носил имя старшего князя, в живых находящихся, то назывался уменьшительным именем, например Владимирко, Василько, Ярославец. Старшие князья назывались великими. Не надо путать с князьями великими, как родоначальниками. Для воспитания молодого князя назначались кормильцы или дядьки. На 4-ом или 5-ом году от рождения князей с великим торжеством постригали и сажали на коней: этот обряд назывался постригом. Обычный возраст невест был 12 лет, но иногда и 8 лет, как в 1050 годах невеста Верхуслава (Чтение, 1846, № 1, с. 57).

 

ОДЕЖДА

 

Мужские и женские головные уборы

 

* Аська, брыли, взтола, волосник, каптур, кика, кокошник, колпак, кораблик, короны – шитые и жемчужные, косница, кучма, ленда, лопасть, малахай, моршок, накидка, налобник, нурузы, начелок, перепел кичный, перевязка, повязка, подзор, повойник, подзатыльник, подпапок, полочка, сборник, сдериха, сорока, тафья, треух, убрусник, фата, чебак, чело, шапка, шляпа (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.68).

* Кокошник (древнерус.: кокошь –курица, вид куриного гребешка) – праздничный головной убор молодых женщин, в основном незамужних. Кокошник носили на Руси в допетровские времена все слои населения – от бедных крестьянок до богатых купеческих и боярских дочек и даже царевен. У бедных для изготовления кокошника использовалась береста, крашенный лён, ленты и бисер, у богатых – парча, бархат, атлас, жемчуг, золотая нить и драгоценные камни. Указы Петра I, стремившегося европеизировать Россию, на целый век изъяли кокошники из дворянского обихода, но в крестьянском и купеческом быту они остались. В XIX веке на антинаполеоновской патриотической волне головной убор вернулся в аристократическую моду – но в сильно трансформированном виде. Жены и дочери богатейших людей Российской империи при Николае I и Александре III носили не традиционный кокошник, а бриллиантовые тиары и диадемы от Болина и Фаберже, напоминавшие своей формой этот русский головной убор.

1913. Санкт-Петербург. Зимний дворец. Бал в честь 300-летия династии Романовых. Графини, княгини, императрица Александра Фёдоровна были в "аутентичных" кокошниках. Эдакий дресс-код данного мероприятия. Кокошники в старинных традициях выполнены в ходе многомесячной работы художников и вышивальщиц столичных театральных мастерских.

Тафья – мужской домашний головной убор в XVI веке. В основном этот головной убор носили представители знатных сословий. Это азиатская тюбетейка – небольшая шапочка, которую носили на темени. В годы правления Ивана Грозного в тафье участвовали в богослужении, несмотря на то, что в церковь нельзя входить в головном уборе. Многие мужчины надевали её, выходя на улицу. Парадная тафья была украшена золотыми нитями и драгоценными камнями. Иван Грозный носил его регулярно и нарядил в него своих опричников. Потом, после смерти Грозного и Смутного времени тафья вышла из моды.

 

Мужские и женские одежды

 

* Азям (узе, узем), армяк, балахон, бугай, варьги, волоктя, гачи, голицы, гуня, душегрейка, дубас, емурлук, епанча, епанечка, зипун, исполница, кабат, кафтан, кебеняк, кожух, кожан, корзно, кофта, коц, куш, лопотина, летник, махматка, матурник, маоица, ментень, мышка, намётка, накидка, огоньки, однорядка, опашень, опушка, охабень, платно, понева, поддеок, полугрудка, полукафтанье, пониток, порты, приволка, распашница, растегай, ритегилей, терлик, тяжелка, ферязь, фуфайка, холодник, чуга, чапан, шуба, шубейка, шабура, шушун, юбка (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.68).

 

Мужские и женские наряды

 

* Алам, бахрама, висёлки, витейка, ворборка, грибатка, гайтан, завеска, зарукавье, крагон, косоплетина, кушак, муфта, нагрудник, зарукавье, крагон, косоплетина, кушак, муфта, нагрудник, наручни, нашивки, ожерелье, платок, подпояска, пояс, пронись, пузыри, снизки, тесма, фартук (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.69).

Мужская и женская обувь

 

* Алачикаи, башмаки, бахилы, босовики, берестень, бредовики, бродни, валенки, вихоть, голенищи, головки, еженье, завойки, исподки, исетычи, ичеги, карнетки, кеньги, коты, косяки, калишки, катапанки, лапти, носки, оборы, онучи, осташи, передки, пагаленки, пантюхи (пантюшки) подвязки, портянки, сапоги, таборы, чеботы, черевики, череки, шарки (шаркенцы) (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.69).

 

Ткани

 

* Аксамит или оксамит (царская, драгоценная плотная ткань с золотыми и серебряными разводами), алтабас, армячина, байберек, бланжа, бархат, бахта, буйна, веретье, ветошь, верховье, воспище, выбойка, глазет, даба, дерюга, дорога, дородор, изорбавь, зендень, зеленец, зуф, камка, кисея, киндяк, коновать, клетчина, крашеница, куршит, кутня, начесы, объяр, оловир, паволоки, парча, перювень, пестрядь, плис, полотно, ромуха, реднина, свилие, сукно, сукманина, тафта, точиво, холстина, штоф (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.73).

  Красным цветом показаны заморские дорогие ткани, бывшие в ходу в городах Руси, требовали опытной руки мастера-закройщика (Рыбаков Б.Л. Ремесло древней Руси. Издательство Академии наук СССР, 1948, с. 402).

 

   Русский город располагал тремя источниками, из которых шли в него ткани: 

   окрестные деревни, снабжавшие боярские дворы полотнами, скатертями и убрусами в порядке феодальной зависимости;

    иранско-византийские мастерские шелковых и златотканных материй. Киев был долгое время (до крепостных походов) главным поставщиком этих тканей в Западную Европу. Множество их, разумеется, осело на Руси;

    фрисландские суконные мастерские, снабжавшие своими изделиями значительную часть Европы. "Ипское" сукно в большом количестве привозилось в Новгород, Полоцк и Смоленск.

   Ткацкое дело. Прядением льна и шерсти занимались жены ремесленников и боярыными, княжнами, о чём свидетельствуют находки в рядовых избах и в составе драгоценных кладов, где шиферные пряслица находились рядом с жемчугом, эмалью и золотом. Для знатной женщины в средние века приличным времяпрепровождением считалось - "утверждает локти на веретено".

 

Одежда жителей Камчатки и Сахалина

 

 Айны (жители Камчатки, Сахалина, низовья Амура, Японии) из нерпичьей шкуры приготовляется большая часть зимней одежды (ГСС-4, с. 503). Летом одеваются в японские бумажные материи, а сверху – в халаты (артуя) собственного изделия из древесного луба, а зимой – в собачьи и неричьи меха (ГСС-4, с.505).

 

Одежда бурят

 

  Бурятская традиционная одежда изготавливалась из меха, кожи, шерсти и различных тканей. Она включала в себя массу сакральной символики  и указывала на пол, возраст, этническую и родовую принадлежность, социальное положение в обществе, существующие культы и тип хозяйствования.

 Разнообразие одежды обуславливалось календарными сезонами и природно-климатическими особенностями территории проживания. Одежда подразделялась на рабочую (производственную); будничную и праздничную (нарядную). Мужской традиционный костюм обязательно дополнялся поясом, ножом и огнивом. Гутал – обувь (символизировала нижний мир). Дэгэл – верхняя одежда (зимний халат), летний халат (тэрлиг) – соотносили со средним миром. Маргай – головной убор (шапка) – означал верхний мир, «вместилище». Снизу вверх застёгивались и пуговицы. Самые верхние пуговицы расстёгивали при молебнах, чтобы открыть путь счастью и благодати для свободного входа в тело. От средних пуговиц зависела честь, достоинство, многочисленность потомства. Нижние – отвечали за достаток хозяина и плодовитость скота. Каждая деталь традиционного костюма, цвет, рисунок несли свою смысловую нагрузку, наделялись особой символикой. Так, например, у бурятского дэгэла ворот застёгивался с правой стороны, которая считалась сакральной (справа входит в тело здоровье, богатство, благодать, а с левой - выходит). Правой рукой подаётся и берётся всё. А левая рука – рука отдающая.

  Одежда бурят в различных регионах расселения имела существенные отличия. У забайкальских бурят самыми распространёнными цветами костюмов были глубокий синий (цвет  неба) с красными, белыми, чёрными, иногда жёлтыми и зелёными отделками, что указывало на культ неба и восточноазиатские представления о Вселенной. У западных бурят Прибайкалья одежда имела различные цветовые оттенки с обязательным наличием повторяющихся кругов – в узорах и вышивках ткани, орнаменте, отделке, украшениях, бляхах и т.п. Это говорит о южно- и западно-азиатских представлениях о культе Солнца.

 

СВАДЬБЫ

 

1850. Свадьбы в купечестве представляют смесь прежних простонародных обычаев с обычаями, заимствованными от благородного сословия (Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Том VI, часть 5. Орловская губерния. С-П.: Департамент Генерального штаба, 1855, c. 49).

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (ОРУДИЯ)

 

* Струнные: балалайка, бандура, гусли.

* Духовые: волынка, ворган, дудка, рог охотничий, рожок пастуший, свирель, свисток, сопель, сурна, труба.

* Ударные: бубен, набат потешной (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.71).

 

ОБЫЧАИ 

 

1581. Ноябрь. 16 числа по ст.ст. Облачение знатной женщины должно было состоять не менее, чем из трех одежд. Застав утром в дворцовых палатах  третью жену  своего сына  Елену Ивановну Шереметьеву, не одетой (в одной рубахе). Царь Грозный возмутился и избил ее, что стало причиной смерти сына, который заступился за беременную жену.

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

 

* "Пейте, да не упивайтесь".

 

* "Услужливый дурак хуже врага". Дурак оказался украинский гетман Иван Мазепа, который тайно вёл переговоры со шведским королём Карлом XII об оказании помощи шведской армии казацким войском и зимними квартирами, пригласив их на свои земли (местечко Семионовка (Задресновка) при реке Ревне (Черниговская губерния, 1860) (ГСС-4, с. 557). Предал этим Петра I. В итоге, это помощью не назовёшь, а шведская армия оказалась в стратегической ловушке. См.: * 1708.

 

* "В ростовской земле князь в каждом селе". Отсюда и частые названия селений по имени их первых или самых именитых владельцев. Например, Воронино названо в XV веке по имени князя Семёна Юрьевича Вороны (Федотова Т.П. Вокруг Ростова Великого, М.: Искусство, 1987, с. 13).

 

* "Куда ступить копыто  ханскаго коня, то и принадлежить хану" (Крымское ханство, с.7).

 

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЙ И МЕР

 

Единицы для измерения величин

 

* Аршин (измерительный инструмент линейки равный 71,12 см), верста, вершок, выть, десятина, локоть, лук, нога, обжа, поприще, пядь (четверть аршина), сажень, соха, стадие, стопа (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: типография Якова Трея, 1858, с.77). Верёвка – саженная мерная верёвка.

 

Единицы мер для сыпучих тел

 

Меры общие: кадь (оков, бочка, измеряли овёс, рожь, пшеницу, ячмень, семя конопляное), четверть, осмина, четверик.

Меры частные: голважня, зобница, коробья, лукно, мех, пузо, рогозина, решето, уборка (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.76).

 

Единицы веса

 

* Четверть вощаная, контарь, пуд, батман (полубатван), ансырь, литра, безмен (XVI век), фунт, гривенка большая или рублевая (96 золотнков), гривенка малая или скаловая (48 золотников), полгривенка малая (24 золотников), четь малой гривенки (12 золотников), золотик, почка, пирог (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.73).

Берковец. XII век. Cтарорусская единица измерения массы (воска, мёда), равная 10 пудам ≈ 164 кг. Мера просуществовала до введения метрической системы мер в СССР. Название меры пошло от старинного шведского торгового города Бьёркё.

* Вески – небольшие весы  (Москва и её окрестности, с. 108).

 

Единицы для измерения жидкостей

 

* Меры общие: Бочка, ведро (мера, которая выдавалась с сытного двора для замера объёма мёда, вина и пива.), стопа, штоф, кружка, чарка.

* Меры частные: Кубок, ковш, корец, корчага, оловеник, сопец (Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Том 1, С-П.: Типография Якова Трея, 1858, с.76).

 

КУХНЯ

 

* Северный народ (якуты) в голодное время употребляли в пищу толчёный заболонь из деревьев (сосна, лиственница, берёза, липа, осина), как бы суррогат муки или в добавление в муку.

 

* Айны (жители Камчатки, Сахалина, низовья Амура, Японии) в пищу употребляли корни Corydalis tonsa, которые варятся как картофель, и луковицы разных лилий, известных русским под общим названием сараны. Нерпы ценны своим мясом и кожей. Из кожи сивучей делают ремни для упряжи собак, а из нерпичьей шкуры приготовляется большая часть зимней одежды. Аинское население южного Сахалина главной пищей считало употребляло японского риса с селедкой (ГСС-4, с. 503).

 

* Сорта муки: пеклеванная (ржаная мука тонкого помола), обдирная, обыкновенная (ГСС-4, с. 596).

 

* Косовик – пирог с кашей у южных карел.

 

* Тушенные сморчки в сметане считались на Руси (Центральная Россия) традиционным весенним блюдом. 

* Русский пост. Крепостные в Крыму не ели из кастрюли, где варилось мясо хозяев, считалось, что тут пахнет нечистым духом  (Британский взгляд, с. 230-231).

 

* Высушенное и вывяленное на солнце и до сих пор постоянно употребляется в Монголии, а также среди кочевников Северного Тибета. Монгольская водка - тарасун (архи). Крепкий алкогольный напиток, изготовленный методом дистилляции кислой молочной сыворотки (хурэмгэ). Позднее перенято бурятскими племенами. 

 

* На Волге ловится осетр, белуга, севрюга, стерлядь, судаки, сомы и другая мелкая рыба, из коих в огромном количестве ловится "весёлка", покупаемая преимущественно чувашами. Сурская стерлядь отличается вкусом от волжской, почему даже отправляется на продажу в столицу (ГСС-4, с. 585).

 

Кухонные предметы

 

Братина – заздравная чаша, из которой пили перед приёмом пищи, после передобеденной молитвы (Москва и её окрестности, с. 91).

Ковш выносной - для выноса из погреба напитков (Москва и её окрестности, с. 92).

Ковш литой - для напитков используется для сервировки стола (Москва и её окрестности, с. 92).

Сулея – плоская склянка, бутыль с широким горлом (преимущественно для вина или масла) (Москва и её окрестности, с. 98).

Чарка –  сосуд для питья крепких напитков. Объём 0,123 литра.

 

XVII век     

* До появления картофеля в России основными продуктами являлись репа и редька. Культуры были популярны благодаря своей неприхотливости и высокой питательной ценности. Из них готовили супы, пюре, каши, начинки для пирогов. Так первый урожай белой репы получали в середине лета.

 

Конец века:

Пётр I находясь в Нидерландах  прислал «для расплода» мешок клубней графу Шереметьеву. Первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью. 

* Старообрядцы России противились посадкам и употреблению в пищу картофеля. Называв его «чертовым яблоком», «плевком дьявола» и «плодом блудниц», их проповедники запрещали своим единоверцам выращивать и есть картофель. Противоборство старообрядцев было длительным и упорным, так ещё в 1870 году недалеко от Москвы были деревни, где крестьяне не сажали картофель на своих полях. 

 

XVIII век 

 

XVIII-XIX века. Для приготовления заливных блюд, киселя, алкогольных напитков кулинары использовали дорогой рыбный клей (карлук, а американцы называли его "русским цементом"), который изготавливался из плавательных пузырей осетра и севрюги. Блюда с рыбным клеем знатные бояре и богатые купцы могли позволить себе даже в постные дни. Центр производства рыбного клея Нижнее Поволжье. Центры продаж клея: Астрахань, Царицын (ныне Волгоград), Черный Яр. Доставка в Европу по Северному морскому пути через Санкт-Петербург. Также транспортировка русского рыбного клея осуществлялся через порты Черного моря по Южному морскому пути в Испанию, Грецию, Турцию и другие страны. Цена пуда клея (70-е года XIX века) 200 рублей серебром. В Москве качественный рыбный клей стоил в 20 раз дороже черной икры. Рыбный осетровый клей использовался при производстве элитных сортов вина, пива, дорогих конфет. Им клеили дорогие шкатулки, скрипки и виолончели, авторские ювелирные украшения. Хуже по качеству клей из речных рыб (сом, судак, сазан). Менее ценен клей, изготовленный из чешуи и костей.

1755. Простолюдин ел хлеб пополам с соломой, спал на полу в дыму с телятами и овцами, а летом и осенью простой народ спал на улицах. На Москве-реке и Яузе мылись лица обоего пола, прямо, открыто на воздухе, стирали своё белье (Пыляев М. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. С-П.: издательство Суворова А.С., 1891, с 12).

 

XIX век 

 

* Картофельные бунты в Российской империи — массовые выступления удельных (1834 год) и государственных (1840—1844 года) крестьян в России. Бунты были вызваны насильственным введением посадки картофеля по инициативе министра П. Д. Киселёва и подавлены правительственными войсками. Количество участников только в губерниях Севера, Приуралья и Поволжья превысило 500000 человек (Фёдоров В. А. Картофельные бунты // Большая Советская Энциклопедия).

* В Бежецком уезде Тверской губернии выращивали каплуков (кастрированных петухов) и вывозили на продажу в Санкт-Петербург (ГСС-1, с. 350). Петухов откармливали специально, что и дало названию блюду – каплун. Употреблялось блюдо до начала XX века. Французы классифицировали куриное мясо, как курица, цыплёнок, каплун (петух кастрирован.) и пулярка (курица кастрирован.).

Кухня крымских татар. Обычная еда в 1600 году у крымских татар являлась конина и верблюжатина. Мелко нарубленное мясо татары варили с кускусом, а потом перекладывали в большие чаши, которые напоминали ступы, садились возле них на землю и брали еду пальцами, сложенными в горсть. Ели мясо в волю, а остатки отдавали рабам-христианам.

* По случаю праздников, татары готовили мясо (тат. — касса) диких зверей и птиц, рыбу, овощи и фрукты. Из риса, молока и мёда готовят напиток по вкусу напоминало вино. Татары употребляли и виноградное вино, но и зимой пили кумыс, который хранили в бурдюках. Мясо всегда чем-то запивали. Когда домашний скот, истощенный тяжелой работой, уже не на что не способен, его забивали. Даже если животное издохнет, его мясо съедали вместе с кишками, печенкой и другой требухой. Лучшие куски мяса татары тонко нарезали и вялили на солнце и ветру без применения соли, что позволяла долго хранить мясо.

* До наступления рамазана татары готовили блюда из мяса и овощей или просто варили куски мяса без применения специй, только посолив воду. Хозяин раздает гостям куски мяса, которое сразу съедают или забирают с собой.

Блюда. Плов рисовый с мелко нарубленными кусочками баранины, конины, говядины, верблюжьего мяса и дичи.

Выпечка. Пироги круглые с мясом и травами (самбийсес, муселбитс). Хлеб из черной пшеницы и кускуса — белый семян, напоминающих бискайскую пшеницу.

Напитки. Кофе, приготовленное из зерен "каве", сваренных в кипятке. Мелеле, состоящий из муки, разболтанная в молоке с водой. Овечье молоко разбавленное водой. Верблюжье молоко разбавленное водой. Кумыс. Кобылье молоко разбавленное водой.

 Сладости. Щербет — мед, смешанный с водой. По восточному обычаю, если после кушаний подают конфеты, то гостям пора покидать дом. 

  Жир и мёд составляли основу татарского стола (Калашников В.М. Британский взгляд на Крым (хроники, мемуары, дневники XVII - первой четверти XIX столетия). Монография. - Днепропетровск, 2013. - с. 19, ISBN 978-617-7068-14-2).

 

XX век 

 

1900. Алтай. Пища алтайцев состоит из чая, молочных продуктов, конины (баранины) и иногда говядины. Мясом постоянно питались только богатые из инородцев. Вместо хлеба используется толокно (толкан) – мучное тесто замешивается в чае. Сыр из вареного кислого молока, прокопчённого в дыму. При варении сыра (куруга) из молока выделяются пары, охлаждаемые в особом приборе и дающие национальный алтайский напиток – араку. Котёл с кислым молоком (кумысом) ставиться на огонь и плотно прикрывается выпуклой крышкой, края которой замазаны глиной. На крышке находятся 2 отверстия, в которые вкладываются концы 2-х дугообразных трубок, пропускаются в чугунный кувшин, закрытый кружком из войлока и стоящий в корыте с холодной водой. Пары кумыса, проходя по трубкам в кувшин, здесь охлаждаются, образуя упомянутый сыр (курут) (Штейнфельд В. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911. Бийск: Типография "Товарищество", с. 39).

* В годы блокады Ленинграда (1941-1944) жители города питались заболонью из берёзы, которую называли "берёзовой кашей", также охотники Камчатки с собой брали рыбную икру и ели её с заболонью, как бутерброд с икрой. Известно славянское блюдо "Кач" из липовой коры, которую отбивали, варили и ели. Некоторые народы в заболонь подобную кашу добавляли молоко.

 

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

 

«Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была».

Пётр I, на словах мог грубо так сказать, но письменного указа на эту тему нет.

 

Пункт о Петергофе

"Неразувся с сапогами или башмаками не ложится на постели".

                           Пётр I  (на подлинном подписано собственною Петра великого рукою)

(Русский архив. Выпуск 1. М.: В Типографии Лазаревском Института восточных языков, 1863, с. 660).