Страница сайта на оформлении

 

НАЦИОНАЛЬНОСТИ

 

 Задача страницы сайта остановиться на отдельных национальностях России, население которых проживали или проживает на територии страны. Население России состоит из множества национальностей (кланы, тейпы, обществ и т.д.), которые постоянно не проживали только в строго определённом месте. Народы мигрировали по разным причинам. Представленный ниже вариант включает разные периоды времени их жизни, на том или ином месте.

 Кланы формируются на основе семейных связей, родственных связей или других форм социальной принадлежности

 Народы тюркской языковой группы.  Этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках и имеющих тюркское происхождение и/или самосознание. Ныне большинство современных тюрков — мусульмане, православные христиане (основная часть гагаузов, кумандинцев, чувашей, часть алтайцев, татар, хакасов и якутов), иудеи (караимы и крымчаки), буддисты (жёлтые уйгуры, часть саларов, тарбагатайские киргизы, тувинцы), бурханисты (алтайцы), тенгрианцы и шаманисты (долганы, телеуты, хакасы, шорцы, якуты).

 Национальности "русский" ранее не было, а было множество славянских народов, которые постепенно объединились (где-то миром, где-то нет) для борьбы в результате войн, набегов кочевников (середина XVI века) и освоения новых земель. Образовываться новый этнос, когда древние славяне пришли на земли тех или иных туземцев и стали рядом жить, то есть произошло смешение племён (ассимиляция). С 1932 года вышло постановление Правительства СССР "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов". Пятой графой паспорта стала национальность, как официально появились белоруссы, русские, украинцы и ряд других национальностей, не считая национальностей, которые имеют древние корни.

 

 В XIX веке первое упоминание о национальности "украинцы" – беззаботны касательно будущего. Хлеб не собирают впрок, полагаюсь на плодородие почвы, даже не пахали на землю и потому иногда неурожайный год поражал их всеми ужасами голода. Противоположности украинского земледелия: низкие цены хлеба или совершенный недостаток хлеба, голод и даже мор от голода. Пахать на зиму украинцы только с XIX века (Записки о Южной Руси). Население украин, подвергавшееся частым набегам, называлось на Руси украинцами, украинниками, украинянами или украинными людьми. Термин «украина» в значении «пограничье» встречался и в западнославянских языках. На Руси до XVIII века название приграничных территорий страны и областей городов, расположенных на рубеже с другими государствами, аналогично западноевропейским маркам (от лат. margo «край»). Города и земли, расположенные на этой территории, назывались украинными, например Московская Украина.

 Фон Бисмарк планировал создать такую национальность на территории Российской Империи в угоду своей Германии и в год его смерти эту идею осуществили (см. * 1898). Последствие создания новой нации мир ощущает ныне на себе.    

 

Абаканское племя.

Тинский – род Абакана. Численность родов инородцев (Шилошинский, Тубинский и Тинский) - 5770 человек.

Тубинский – род Абакана.

Шилошинский – род Абакана.

 

Абхазцы (Авагосов, Абасгов). Абхазские племена. Общая численность племён до 144300 душ (ГСС, с. 8). Беспечный народ. Ленив. Письменности своей нет, пишут по-грузински. Имеют 4 сословия: князья владетельные (мтавари), князья помещики (тавади), дворяне (амиста), крестьяне (анхао), рабы (агруа). Налог 10 % (десятина).

Абазинцы (Абаза) - род Абазинского племени, одно из Абхазского племени. Себя называли Таранта. Численность: 6450 душ. Имели 2 подрода: Кумские и Кубанские (с 1822 года изъявили покорность России, хищничеством не занимались). Мирный народ по состоянию на 1890 год, хотя иногда занимается хищничеством, передавая похищенное соседним племенам. Главное занятие скотоводство. Имеют много лошадей хороших пород. Постоянно нападали на русские границы. Религия: мегометанская вера (ГСС-1, с. 2).

Агирей – род Абхазского племени. Численность 1230 душ.

Аредба – общество племени Абхазского, из рода Садзень, живут в Абхазии между реками Мздымта и Хаста на берегу Чёрного моря, до границы Убыхского общества Саше (ГСС-1, с. 127).

Баго (Бег) – род Абхазского племени. Численность 480 душ. Обитает (1860) в Кубанской области при вершине реки Ходзь на лесистой подошве горы Ашишбах. Непокорны и тревожат русские границы (ГСС-1, с. 178).

Бесильбей - род Абхазского племени. Покорны России в 1834. Численность 2680 душ обоих полов.

Браки (баракай) – род Абазинского племени, одно из Абхазского племени. Численность 960 душ.

Бракийцы (браки). Абазинское племя. С. Баракай (ГСС-1, с. 312).

Самурзаканы - род Самурзаканский, одно из Абхазского племени. Численность 9900 душ (ГСС, с. 8).

Содзеневы (джигеты) – род Содзенев, одно из абхазского племени. Численность душ – 14400. Грузины называют Бзыбь, сами себя называли Абсуа или Абсне (ГСС-1, с. 8).

Там – род Абазинского племени, одно из Абхазского племени. Численность 700 душ.

Цебельды – род Цебельдовский, одно из Абхазского племени. Численность 9300 душ (ГСС-1, с. 8).

 

Абугачь – род отатаривших финнов (по Кастрелу). Енисейская губерния, Минусинский округ. Койбальская степная дума состоит из 6 аулов, кочующих зимою по р. Абакану, летом по р. Утах, Карасух, Беи и при озере Каракуль. На 1859 год в роде 98 человек.

 

Агржанцы (агрижанцы) – народность метисов индейцев и татар, живущих в татарской слободе Астрахани. По Гмелину татарское слово "агржан" переводиться, как "выродок, отродье". Индейцы поселились в Астрахани при царе Алексее Михайловиче (ГСС-1 с. 15). Из зажиточных превратились в купцов. До 1836 года пользовались правом торговли без гильдейских повинностей (ГСС-1 с. 16).

 

Азербайжанцы. 

 

Ахсахли – род племени Тюркского. Кочевники в Эриванской губернии. Схожи с одноплеменниками своими Айрумли (ГСС-1, с. 165).

 

Айрумли - род племени Тюркского. Кочевники в Эриванской губернии.

 

Айно (айны):

* Племена южной части Сахалина и Курильских островов. Дальний Восток (ГСС-1, с. 28).

* Жители Камчатки, Сахалина (больше, на юге), низовья Амура, Японии) из еловой коры делали юрты, а из луба ильмы делали тебе летнюю одежду (артус), а из травы Calamagrostis – цыновки, которыми устланы юрты. В пищу употребляют корни Corydalis tonsa, которые варятся как картофель, и луковицы разных лилий, известных русским под общим названием сараны. Численность айнов в южной части Сахалина около 2500 (ГСС-4, с. 503)

* Поклоняются силам природы. Веруют в переселение души после смерти в лучшее место, как гиляки (ГСС-4, с. 504).

* Японцы переняли для себя лёгкие юрты айнов. Рабочее население айнов, также использовалось японцами (рубка дров, вывоз брёвен в Японию, ловля и соление рыбы и сушка морской капусты), как и их беззаботность, используя их припасы: рис, одежда и табак (ГСС-4, с. 505).

 

Алтайцы – обобщённое название национальностей (теленгиты, черневые татары, ….) обитаемых (инородцев) в Горном Алтае. Алтайский суд знает 2 наказания: вознаграждение за убыток, причиненный истцу и штраф в пользу общества за беспокойство. Часть ясака алтайцы платили пушниной, несмотря на явные невыгоды такого порядка для них. Всех платежей с ревизской души приходиться приблизительно 5 рублей. Родовое Управление инородцев ограничено властью русской администрации (Штейнфельд В. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911. Бийск: Типография "Товарищество", с. 45).

 

Анцроссо – общество Анкратльского союза. Телавский уезд (1863). Закавказье. Грузинские племена в гористой и труднопроходимой местности Дальской долины (Кутаисская губерния): Псху, Ахчипсоу, Айбуга (ГСС-2, с. 6).

 

Амгунцы (мангунцы). Племя на Амуре (ГСС-1, с. 86).

 

Арины (Ара) – племя, обитающее на левой стороне Енисея от устья Качи до порогов (ГСС-1, с. с.130).

 

Армяне себя называли Гаи (Hai), а свою страну Армению называли Гайастан (Haijastan) (ГСС-1, c. 130). Армяне в России пользуются правами наравне с прочими подданными Империи и сверх того, некоторыми особыми правами так, например, почти все освобождены от рекрутской повинности, а в Закавказском крае даже от обязанности записываться в гильдии. Самостоятельность существование Армении с некоторыми перерывами продолжалось до конца XI века. Греческие императоры, сельчукиды, монголы, а за ними Тамерлан опустошили и разорили Армению (ГСС-1, с. 132). В Астраханской губернии (1912) армяне поселились с XV века для торговли. 2156 душ обоих полов (ГСС-1, с. 151).

 

Арнауты (албанцы, скипетары). Бессарабия. Альанское племя. В 1864 году насчитывалось 1328 душ обоих полов (ГСС-1, с. 134).

 

Арши – отатарившиеся финны (по Кастрену). Енисейская губерния. Минусинский округ. В 1859 году их численность 54 душ обоих полов (ГСС-1, с. 146).

 

Ассаны – исчезнувшее кочевое остякское племя верховье реки Енисея. Последние 3 человека говорящие на ассанском языке были найдены Миллером и Гмелиным в 1735 году на левом притоке Тунгузки (ГСС-1, с. 147).

 

Ачикулак-джембулуковцы – род Ногайского племени, кочуют в принадлежащих им землях Кизлярского уезда Ставропольской губернии, к с-з от Кизляра. Численность 4710 душ обоих полов (1852), в 1776 кибитках. Главное занятие скотоводство. Хлебопашеством мало заняты (ГСС-1, с. 169).

 

Байкаты – два рода отатарившихся финнов (по Кастрену). Енисейская губерния, Минусинский округ. Ведомства Койбальской степной думы. Большой род: 152 душ обоих полов. Меньший род: 83 душ обоих полов (ГСС-1, с. 185).

 

Бирюссы. Восточно-тюрское племя.  Саянское нагорье. Кочевали в древности на реке Бирюсса. Говорили на испорченном татарском языке. Шаманство. Звериный промысел. Племя прекратило своё существование смешавшись с качинцами (ГСС-1, с. 261).

 

Богемцы – чехи. Чешское племя (Кулиш П. Записки о Южной Руси. Том I. C-П., 1856, с. 268).

 

Болгары. Покорены татарами. Нередко делали набеги на русские селения (Симбирская губерния, 1860) (ГСС-4, с. 35): 

* Западные. Выселены в конце XVIII и XIX веках из турецкой Болгарии в Новороссийский край и Бессарабскую область (ГСС-1, с. 288).

* Восточные (волжские). Проживали с X до XV века в Волжском бассейне, как например Болгарове (Болгар, Булгар), Билярске, Жукотине, от которых остались только развалины (1860) (ГСС-1, с. 292).

 

Булгары (Водные пути, с. 19):

* Тюркоязычные племена скотоводов и земледельцев, населявшие с IV века степи Северного Причерноморья до Каспия и Северного Кавказа и мигрировавшие во II-й половине VII века частично в Подунавье, а позднее в Среднее Поволжье и ряд других регионов. Участвовали в этногенезе таких современных народов, как чуваши, татары, болгары, карачаевцы, балкарцы и передали своё имя государству Болгария. В современной историографии для их обозначения используются также термины протоболгары, праболгары, древние болгары.

* Булгары по известиям арабских писателей X века проживали на реке Волге (севернее Симбирска, 1860). Более цивилизованный народ, имеющий свои города и производившие обширную и деятельную торговлю (ГСС-4, с. 592).

 

Буртасы:

* Исчезнувший народ и обитавший по берегам реки Волги (Саратовская и Симбирская губернии, 1860).

* Покорены татарами. Нередко делали набеги на русские селения (Симбирская губерния, 1860) (ГСС-4, с. 35).

* Территория их простилалась к северу от Хазар на 20 дней езды. Имелось 2 города Буртасс и Сивар. Жители жили в домах только зимой, занимались грабежами, земледелием, добывали чернобурых лисиц. Имели свой язык. Магометанская вера. Имело 2 колена, одни сжигали умерших, другие хоронили. Буртасы исчезли в XIII веке (ГСС-1, с. 399, Водные пути, с. 19)

* Полукочевой народ, проводивший зиму в селениях, а лето в кочевьях (Приволжские (Саратовские) степи). Занимаются земледелием, звероловством, отличались разбоями, беспрестанно воевали с печенегами и хотя имели своего выборного царя, однако же, призвали над собой верховную власть Хазарских царей, живших с ними по соседству к югу, в Прикаспийских степях (ГСС-4, с. 477).

* По известиям арабских писателей X века они проживали на реке Волге (южная часть Симбирского губернии, 1860). Ориенталисты (знатоки Востока) признавали, что это мокша, отдельная ветвь племени мордвы (ГСС-4, с. 592).

 

Буряты:

 В 1694 году буряты (18 родов) перекочевали из Китайской империи в Селенгинские степи (Верхнеудинский округ, Забайкальска обл.) по долине реки Селенга и по берегам впадающих в неё рек Джиды, Чикоя и других близ китайской границы. Стали именоваться Селегинскими бурятами (селегинцы). Прежде были Зонгольским или Сартольским поколением бурят. Ведут кочевой образ жизни (войлочные юрты, скотоводство, звероловство и отчасти земледелие). Тихи, покорны и рассудительны. Исповедуют Ламайскую веру или буддизм.  Язык похож на монгольский. Имеют большие стада рогатого скота, овец, лошадей и верблюдов. Последние подвержены болезням и содержатся для промена монголам. Сибирская язва почти каждое лето уничтожает у них много скота. Мясо скота продаётся за границу и иркутским мясникам. Кухта ежегодно покупает у них до 80000 коровьих кож для укупорки чаев. Селенгинскими бурятами считается 9733 душ мужского пола. Они образуют 4 полка, исправляющие казачью службу без содержания от казны, взамен этого их освободили от ясака и позволили им производить по границе с Китаем мелочную торговлю (ГСС-4, с. 538).

  Монгольское племя, обитающее преимущественно в Иркутской области и Забайкальского края, вокруг озера Байкал, служившего центром распространения племени ещё во времена Чингиз-Хана. 11 племен (Баргузинское, Кударинское, Селегинское, Хоринское, Тункинское, Верхоленское, Ольхонское, Кудинское, Идинское, Балаганское, Аларское) подразделяются на роды (аймаки), например, Амехабат (Иркутская губерния, оседлы, крещёны, ГСС-1, с. 87).

 Буряты представляют тип чисто монгольской расы: выдающиеся скулы, широкий и приплюснутый нос, редкие волосы на бороде. Мужчины бреют голову, оставляя косу, подобно китайцам. Женщины делают прямой пробор посередине, заплетая волосы: замужние в две, а девушки в несколько кос и спуская косы на грудь. Бурятки не прокалывают уши, а носят за ушами украшения, поддерживаемые шнурком, перекинутым через голову. Буряты одеваются летом в шелковые и бумажные халаты, зимой – в шубы и овчины и носят конические шапки. Буряты говорят на монгольском языке, имеющие три наречия (ГСС-1, 340).

Абызай – племя бурят (27 кочующих улуса и 4 оседлых селения). проживали вдоль рек. Часть их них приняли крещение.

Амехабат. Род Бурятского племени. Крещёны. Иркутская губерния. Балаганский округ. Обитают в 4-х селениях. Оседло, летних кочёвок не имеют (ГСС-1, с. 86).

Ацагатское дацанство (приход) – бурятское племя, состоящее из 22 улусов. Забайкальский область (ГСС-1, с. 167).

Ацайское дацанство (приход) – бурятское племя, состоящее из 13 улусов. Забайкальский область (ГСС-1, с. 167).

Ашебагатский род. Ведомство Селенгинской степной думы. 5 улусов. Кочуют по лев. берегу реки Хилок. Ара-керетуй (дацан, приход) - центр родового управления рода (ГСС-1, с. 112).

Балаганское инородческое ведомство. Иркутская губерния. Балаганский округ. 19 родов бурятского племени. Кочевых 65 и 13 оседлых мест. На 1859 год общая численность 17223 душ обоих полов, из них оседлых христиан 29995 душ обоих полов (ГСС-1, с. 191).

Бодойгутский. Род бурят Забайкальской области Нерчинского округа. В 1859 году род состоял из 3217 душ обоих полов, из них 16 душ обоих полов. Христиане, остальные ламайской веры (ГСС-1, с. 288).

Боендаевский. Род бурят в Иркутской губернии Верхоленского округа. Состоял из 3-х улусов. Кочевники (ГСС-1, с. 288).

Боролдоевский род монголо-бурятского племени. Иркутская губерния. Один кочевой улус и один оседлый. В роду в 1859 году было 231 душ обоих полов (ГСС-1, с. 309).

Булак, дацанство (приход). Забайкальская область, Верхнеудинский округ. 4 рода племён: Тыртевский, Хонгодорский, Шемаловский и Ключевский. На реке Номто-гал (ГСС-1, с.336).

Булбуевский род племён бурят. Забайкальская область, Верхнеудинский округ. Состоит из 3-х кочевых улусов: Улукчин, Утуктуй и Хамней. Первые кочуют по реке Улукчин, последний по реке Хамней (ГСС-1, с. 336).

Бултумурское дацанство (приход). Забайкальская область, Верхнеудинский округ. Селенгиской степной думы. Состоит из 20 улусов Табангурсогого рода бурят ламайской веры (ГСС-1, с. 337).

Бургалтайское дацанство (приход). Забайкальская область, Верхнеудинский округ. Три бурятских рода: Сойготского, Булбуевского и Куркутского (ГСС-1, с. 337).

Буровские рода бурят кочующие в Иркутской губернии (ГСС-1, с. 339).

Быкотский род монголо-бурятского племени живёт в Иркутской губернии по реке Ангара (ГСС-1, с. 346).

 

Бухарцы (ГСС-4, с. 554).

 

Вотяки (удмурты). Финно-угорское племя. Бирский уезд, северная часть Оренбургской губернии. До 15000 душ обоих полов. Идолопоклонение. Скотоводство, земледелие (ГСС-1, с. 260).

 

Гиляки:

* Устаревшее названия племени, ныне, нивхи. Район низовья Амура, Приморская обл. (Водные пути, с. 330).

* Сахалин (север). Веруют в разные силы природы (солнце, море, горы и не имеют идолов) и в силу разных амулетов, носимых на шее. Будущих жён покупали у родителей, крали или отнимали силой. Большей частью муж имел одну или две жены (ГСС-4, с. 503).

* Язык не схож с тунгузскими или другими языками восточной Азии. Трудно выговаривать и изучать европейцу по множеству гортанных звуков и своеобразных гласных. Вымирающий остаток прежнего старинного населения, подобно камчадалам и корякам. Заняты рыбным и частью звериным промыслами. На постоянную работу неохотно нанимались. Нрав не смирный, позднее усмирены казаками. Жили без всякого правления, старейшин не имели. Влияли на них шаманы и более сильные и богатые люди. От русских узнали, что такое начальство, так как влияние японских и китайских властей никогда не распространялось на сахалинских гиляков. Веруют в переселение души после смерти в лучшее место, как айны (ГСС-4, с. 504).

 

Грузинское племя:

Грузины – Тифлисская губерния (ГСС-4, с. 585).

Самурзаканцы до покорения турками были христианами, что видно по древним храмам. Турки всеми способами старались ввести исламизм, что и удалось только относительно княжеских и дворянских фамилий, но простой народ, не приняв исламизм, забыл христианскую религию и таким образом сделался языческим или вернее вовсе без религии. Со времен присоединения страны к России постепенно распространяется учение Христа (ГСС-4, с. 423).

 

Годоберинцы – субэтнос аварцев. Численность около 8000 человек. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана, проживают в селах Верхний и Нижний Годобери, Беледи Ботлихского района и в селении Теречное Хасавюртовского района. Много годоберинцев также живут в других селах Хасавюртовского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов. Верующие — мусульмане-сунниты.

 

Голядь - балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI-XII веков, в верховьях реки Протвы, между землями вятичей и кривичей. Этнически наиболее близкая к пруссам.

 

Ерзяне (эрзяне). Особая ветвь мордвы, проживающая западнее буртасов и булгар на левом берегу реки Сура. Дикий народ не пускал в свои леса иноплеменных, которых даже пожирали (ГСС-4, с. 565, 592).

 

Заволоцкая чудь. Древнейшее туземное племя Биармии (область на севере Восточной Европы). Финно-угорское племя. Север России. Многочисленный торговый народ. Область занимала территорию между от рек Северной Двины и Мезенью. На 1864 год чудь сильна смешена с русским населением (ГСС-1, с. 139).

 

Зыряне. Численность на 1864 год – 7000. Живут среди русских и самоедов. Живущие по Печоре и Ижме, известны под именем Ижемцев. Пришли из Вологодской и Пермской областей по рекам Вычегде и Печоре. Принятие христианство – XVI век  СС-1, с. 139).

 

Кабардинцы:

Балканы (Малкары) – у грузин Базиан ы (Бассианы). Род кабардинцев Тюрского племени. Терская область. Разделены на 4 общества. Всего до 4500 душ обоих полов. До 1822 года были в зависимости от кабардинцев, далее приняли подданство России и с тех пор не изменили присяге. Миролюбивы. Занимаются скотоводством и садоводством, ткут шелковые ткани, приготовляют сукна, бурки, войлоки, холодное оружие. Исповедуют магометанскую веру. Говорят, на испорченном татарском языке. Управляются выборными старшинами (ГСС-1, с. 198).

 

Калмыки. Астраханская губерния (1912). Явились в XVII веке с Алтая. Бийский округ (ГСС-1, с. 264). Калмыки – двоеданцы (теленгиты), кочующие по рекам Чуя, Башкаусу, Чулышман горного Алтая. Бийский округ. Двоеданцами этот род калмыков называется потому, что до 1865 года они подчинялись китайскому и русскому правительствам и платили 2 подати, а в 1911 году была совершена торжественная присяга на принятие в подданство России.

 

Караимы – Северное Черноморье (Крым, Северный Кавказ). Исповедующие иудаизм, хотя и не признают Иисуса Христа мессией, утверждают, что они не навредили ему ни чем и тем более не причастны к его смерти  (Британский взгляд, с. 228).

 

Карагассы. Алтай. Кочевники. Кочевали по берегам реки Бирюсса (ГСС-1, с. 260).

 

Киргизские племена: 

* Из рассказа миссионера Филарета Синьковского. "Почти все киргизы, пришедшие в посёлок Тюдралу (образована около 1855 года. Западный район Горного Алтая), были беглецами главным образом из Семипалатинской области, где жили они обычно не в ладах с администрацией края, вследствие мвоей воровской натуры. Принимая крещение в Тюдрале, киргиз сразу убивал двух зайцев: избавлялся от кары за совершенное преступление и освобождался от оплаты податей, т.к. в то время никуда не были приписаны" (Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911, с. 97). Народ ленив, от податей уклоняется, крестьянствовать и жить рядом с русскими не желает. Кочевник.

* Киргизы. Западная Сибирь. Семипалатинская область (1860) окружена Томской и Тобольской губерниями, Акмолинской и Семиреченской областями и Китаем. На горе Сарь-тау близ верховьев реки Курчума, на вершине которой на высоте 9000 фунтов в июле пасутся конные табуны киргиз (ГСС-4, с. 550). В Семипалатинской области (1860) проживали киргизы, которые работали на золотом прииске Попова К.С. на реке Сенташ (правый приток Иртыша), который отдал в аренду прииск купцу Грехова с условием за каждый добытый пуд золота платить 500 рублей серебром (ГСС-4, с. 490).

 

Большая киргизская орда

Атбаны (Адбаны, Албаны). Племя. Место обитания: восточная сторона долины Заплийской Алатау от Тургеня до Санташского горного узла и продольную долину Чилика (ГСС-1, с.45). Одно из трёх главных племён, из коих состоит Большая Киргизская орда. Кочевали по обоим сторонам реки Или в Семиречинском и Заилийском краях Семипалатинской области, переходя и в китайские пределы. Старший султан Атбанов принадлежал к роду Аблай-хана (ГСС-1, с. 157). Соседи: оседлые русские поселения.

Булаты – племя Большой киргизской орды. Место обитания – западная половина северного склона долины Заплийской Алатау до реки Иссыка и Тургеня (ГСС-1, с 45). Соседи: оседлые русские укреплённые поселения (Вернон, Софьино, Надеждино и Кестек):

Сейкым. Род киргизов Большой Орды из Дулатов. Род делиться на 5 отделений. Учёт осуществляется кибитками. Имеют зимние и летние кочевки в горах Алатау и ущельях речек (ГСС-4, с. 536).

Джалаиры – одно из 3-х главных племён, на которые разделяется Большая Киргизская орда. Кочуют в Семиречинском крае, Семипалатинской обл. Количество кочующих в русских пределах около 12000 душ. Старший султан Джалаиров принадлежит к роду Аблай-хана (ГСС-2, с. 45). Место обитания: южнее реки Каратала (ГСС-1, с.46). Соседи: оседлые русские укреплённые поселения (Вернон, Софьино, Надеждино и Кестек).

Дикокаменные киргизы (буруты) – племя киргизов. Место обитания южная часть долин Заплийской Алатау. (Семипалатинская область). Численность 50000 человек. Соседи Большая киргизская орда (ГСС-1, с. 44). Восточная половина южного склона занята кочевниками племени Богу, а западная племенем Сарабатишь. Соседи: оседлые русские укреплённые поселения (Вернон, Софьино, Надеждино и Кестек).

Богу. Род Дикокаменных или Чёрных киргизов (Кара-киргиз). Кочевали в Алатавском округу Семипалатинской области в востоку от меридиана средины озера Иссык-куля, по южному и северному берегам озера. Численность 11000 юрт. Приняли подданство с манапом (султаном) Бурамбаем в 1855 году, вследствие распри с соседнем кара-киргизским племенем Сарабагиш (ГСС-1, с. 287).

Средняя киргизская орда

 Киргизы Средней орды, со времени поступления их в подданство России, управлялись своими ханами. Но частые беспорядки и кровавые междоусобия, сопровождавшие вступление в управление народом каждого нового хана, были причиною, что в 1818 году, по смерти хана Валия, в Средней орде правительство упразднило ханское звание, что и желали киргизы, выразив это ещё в 1796 году, в просьбе к императрице Екатерине II. Средняя Орда, состоящая в ведомстве генерал-губернатора Западной Сибири, входит ныне (1860) в состав двух областей, которые образованы в 1854 году, - в Семипалатинскую и в область Сибирских Киргизов, переименованную в Акмолинскую. областное правление Семипалатинской области сосредоточено в г. Семипалатинске. В областном совете, состоящем при канцелярии областного начальниками, кроме русских чиновников, находится один член из киргизских султанов, как главный защитник интересов киргизов, от которых он уполномочен. За воровство, хищничество без насилия и маловажными проступки киргизы судились своими баями (ГСС-4, с. 553).

Аргинский род. Разделён на 5 отделений: Чикчак, кочующие зимою в числе 1870 кибиток по реке Тургаю, на озере Сары-Копа, в окрестностях Амань-Карагайского леса, на озере Сыпсыны, при озере Эбелей и при других урочищах; Айдерхе; Кырь-Мултук; Карам; Кулек.

Байджигит. Племя Средней орды, кочующее на китайской границе в Семипалатинской области. Самое беспокойное из племён Средней орды. Нападают на русских поселенцев Урджарской станицы, во время занятий их на пашнях. Кочевники. Численность посчитать не представляется возможность, ввиду перехода китайской границы (ГСС-1, с. 181).

Матай – племя Средней киргизской орды. Место обитание Семиреченское Алатау. Соседи: Большая киргизская орда и оседлые русские поселения.

Найман – племя Средней киргизской орды. Место обитание Семиреченское Алатау. Соседи: оседлые русские поселения.

Юкагиры - кочевой народ Алазейского рода (86 человек) на сибирской реке Алазея. В период с 1735 по 1741 года добыто 520 соболей (ГСС-1, с. 42).

Малая киргизская орда

* Малая орда. Семиродское племя киргизов, к которым Бларамберг И.Ф. (генерал-лейтенант) относит: Табынь, Джагалбайлы, Киреит, Тама, Рамадан, Кирдари, Тлеу (Тлевское); Мейер к ним прибавляет ещё 3: Аргинское, Кипчакское и Найманское, которые принадлежат к киргизам Средней Орды (ГСС-4, с. 557).

Алача (Алагинский) – Байулинское племя. Род киргизов малой орды. Кочевье Зауральской киргизской степи. Часть его отделилось с ханом Букеем и перекочевало в Астраханскую степь, т.е. разделилось на 2 части и имело свои отделения (4 и 10 соответственно, каждое имело своё количество кибиток) (ГСС-1, с .50).

Алим-ула. Первенствующая племя между родами малой орды. Племя имело 6 родов.

Байулы – племя киргизов Меньшей Орды Оренбургского ведомства. Кочевало прежде в Киргизских степях за Уралом и в 1801 году отделилась и часть, ушедшая с Букеем в Астраханскую губернию. Разделилось на рода: Байбакты, Тана, Алача, Маскарь, Кызылкурт, Исык, Чернес, Бирусь, Адай, Тазларь, Алтын, Джапас:

Байбакты – род киргизов Малой Орды из племени Байулы. Одна часть его располагалась в Зауральной степи, другая в Букеевской орде (Астраханская губерния). Кочевники (ГСС-1, с. 180).

Джапас – род киргизов Байулинского племени Малой орды. По состоянию на 1860 год. Часть находилась в Зауральской степи, другая во внутренней (ГСС-2, с. 48).

Внутренняя киргизская орда

Адай – кочующий род племени Киргизов Внутренней Орды. Кибиточники. Зимовали при Каспийской море, летом кочевали между Рынь-Песками и морем. Имели 8 отделений: Мугал, Тубыч, Жамань-Адай, Купак-Урус, Балыкчи, Акбак, Кинчанбар, Тазина (ГСС-1, с. 16).

Темпргоевцы – племя, состоящее их родов: Адеми (живут аулами в горных ущельях Кавказского хребта). Часто совершали набеги на русские границы.

Кумандины. Бийский уезд Алтая. Инородцы. Не имеют определённых фамилий, которые бы передавались из поколения в поколение. Большинству кумандинских инородцев фамилию заменяет отчество. Если же дело ставится, но какому либо случаю официально, то фамилия производится от имени деда. Таким образом, сплошь встречаются случаи, когда данное лицо, известное в аиле под именем, например, Лайки Максимычева (сына Максимыча) официально числится как Лайка Максимычев Билёков по принадлежности его к клану Билёковых. Или лицо, известное однофамильцам, как Атту Захаров (сын Захара) оказывается Атту Захаров Белёков (по деду Белёку). Примеров таких множество (Алтайский сборник, 1908, с. 2).

 

Курильцы. Проживали от Кунашира (Курильские острова) до южного конца Камчатки. С острова Нипон вытеснены японцами, пришедших с юга. Отличаются от других племен монгольского типа сильным развитием волос на лице и теле, за что им дано название "мохнатые" курильцы. Язык прост и лёгок для выговора и изучения, так как грамматических форм почти не имеет (ГСС-4, с.504).

 

Лезгины – непокорный народ. Дагестан. Общество Анцуг (Анцух), союз нескольких обществ южной части Дагестана Анкратль (ГСС-1, с. 105):

Бакмолял (Гумбет) – общество лезгинского племени. Изъявило свою покорность России в 1839 году. Численность 5960 душ обоих полов (ГСС-1, с. 191).

Бахтур – общество лезгинского племени, принадлежит к союзу Дидо в Нагорном Дагестане (ГСС-1, с. 223).

Богось (Богнада, Богдада). Общество лезгинского племени. Терская область. Южная часть Нагорного Дагестана, принадлежало к Анкратльскому союзу (ГСС-1, с. 286).

Дарго - общество лезгинского племени до 1843 года не признавало власти Шамиля и держало нейтралитет, даже в 1842 году при вторжении мюридов в Казыкумух оно не впустило к себе их шаек. В 1844 году российский генерал Александр Николаевич фон Лидерс (Александер фон Людерс) (нем. Alexander von Lüders; 1790—1874) привёл общество к покорности Российской Империи (ГСС-2, с. 13).

Авары (по русской летописи Обры) – племя лезгинской группы, обитает в Аварии, общаются на аварском языке. Исповедают магометанскую веру. Живут в деревнях, состоящих из нескольких каменных саклей. В III веке часть аваров гонимые гуннами перешли в Паннонию. По преданию насильствовали над славянским племенем Дулебов, запрягали вместо лошадей их жён, насиловали, истребляли их без следа. До начала XII века русский летописец  писал присловие: "погибнуть аки Обре" (Водные пути, с. 62).

Акуша, род лезгинского племени. Терская область. Подчинены в 1819 г. Ермоловым. Живут в горах. Главное селение - Акуши. Исповедуют магометанскую веру (ГСС-1, с. 39).

Андала (Андалял) – общество лезгинского племени в Терской обл. (1863), занимающий восточную часть Дагестана. Главное селение Чох (100 дымов, т.е. домов) (ГСС-1, с. 99).

Дженготенцы - (ГСС-1, с. 39). Соседи Акуши.

Казыкумыки - (ГСС-1, с. 39). Соседи Акуши.

 

Мордва (мурома, меря, мещера). Финно-угорское племя. Нижнее течение Оки. Рязанская губерния (ГСС-4, с. 372).

 

Меря. Восточно-финское племя. Залесье. Центр племени: озеро Неро Ярославской области. Миролюбивый народ. Религия: почитание природе (рощам и камням).

 

Немцы (ГСС-4, с. 434).

 

Осетины (ироны, иры) – иранская группа (северо-восточная подгруппа). Земля занимаемые ими называлась Двалетия (ГСС-2, с. 16).

Дигорцы.

Валаджир.

Куртаты.

Тагауры.

Валаджир (Валагир) – общество осетинского племени (ГСС-1, с. 386).

Джерахи – общество осетин, живущее по обоим берегам реки Макалдона (Владикавказский округ, Терская обл.). 7 аулов, из них 2 на Тереке и остальные на Макалдоне (ГСС-2, с. 51).

 

Ольча – это общее племенное название орочей и мангунов Амурского края (ГСС-4, с. 503).

 

Ороки (орочи). Численность несколько сот. Жили рядом с гиляками на восточной стороне Сахалина и с айнами в заливе Терпения. Являлись зверопромышленниками, как соплеменники их на Амуре. Живут зимой и летом в лёгких юртах из оленьей или рыбьей кожи (ГСС-4, с. 503).

 

Остяки (ханты) - угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется 3 группы: северных О. —в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т.д. Название О. придается также так называемым енисейским О., живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети, но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими О. и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям. К самоедам же относятся и "нарымские О."или"О.-самоеды". Наоборот, весьма близки к О., если не тожественны с ними, вогулы (см.). Как те, так и другие говорят на почти одинаковых языках и называют себя одинаково манс или маньс. О. называют себя, впрочем, больше по рекам, например Kondikhouï= "люди Конды", Ас-ях = "народ Оби". Из последнего имени производят и название "остяк", хотя другие объясняли его из татарского "уштяк" = варвар. Самоеды называют О. яран, ярган (слово, подходящее к иртышско-остяцкому яра — "чужой"), с которым, может быть, в связи и название "югра", придававшееся русскими в древние времена приуральским вогулам. Эти югры или угры жили некогда, несомненно, гораздо далее на запад, и многие хорографические названия (особенно рек) в средней России объясняются скорее угорскими корнями, чем финскими; ветвью их были и те "угры", которые ушли 1000 лет тому назад на Дунай и дали начало венгерцам (мадьярам, язык которых более сходен с остяцким, чем с каким-либо другим). Теснимые русскими, югры постепенно отступали к Уралу; в Сибири они рано вынуждены были вступить в борьбу с самоедами, а потом подпали под власть татар. В XVI в., при завоевании Сибири, О. оказывали упорное сопротивление русским, которые разрушили у них 41 городок. Теперь О. живут разбросанными, небольшими деревнями (юрты), и общее число их не достигает и 25000 . Иртышских О.  было в 1887 г. 2508 душ, сургутских насчитывается около 6000, северных всего около больше 15000.

 

Самоеды – народ Алтайского племени. Занимаемая ими территория: от Алтая, частью вдоль реки Оби, Енисея и их притоков до Ледовитого моря и вдоль Северного океана от р.Мезени в Архангельской губернии до Таймурского залива и Туруханского края Енисейской губернии. 1 группа имела 3 ветви: юракские (грубы, довольно воинственные к русским и соседям племен самоедов), тавги (тазовские самоеды, гостеприимны, большей частью крещены, подражали русским в одежде и обычаях), остяко (отатарившиеся). Народ исчезающий по состоянию на 1860 год. Вытеснены тюркским племенем из Саянского хребта в связи со смутами Средней Азии во время господства Хунну и прочих тюркских племён. Камасинцы (ближе по языку к татарам и к их обычаям). Кайбалы (кочевники, некоторые ушли с киргизами в китайские владения). Бельтиры (проживали на р. Июсу, кочевники, занимались скотоводством, хлебопашеством, предки знали горное дело, ковали железо). Карагассы (кочевники). Обские. Самоеды живущие на реке Оби грубы нравом, бедны, ленивы, страдают тупоумием и отсутствием стремления к умственного и хозяйственному улучшению. Маторы (моторы) из Моторской степи долины реки Амыла переселились многие в Китай, оставшиеся умерли от оспы (начало XVIII века). Общее количество самоедов около 22000 душ обоих полов. Самоеды среднего роста, крепкого телосложения, сильны, проворны, лицо плоское, широкое, смуглое, голова большая, волосы прямые, черные, глаза тёмные, не большие, на выкате, нос прямой, на конце широкий, щеки полные, губы тонкие, подбородок выдаётся вперёд, рот и уши большие, рук и ноги маленькие, туловище длинное. Строение мышц показывает, что они мужественны и способны переносить всякие нужды. Верхняя одежда у обоих полов состоит из короткой оленьей шубы, шерстью наружу, с тем только различием, что у мужчин она гладкая, а у женщин со складками позади. Самоеды Южной Сибири с уменьшением оленя стали менять своё платье на русское, состоящее из суконного кафтана. Мужчины носят высокие, остроконечные шапки из оленьего меха, женщины – плоские и закруглённые шапочки из белки и горностая. Обувь их состоит из оленьих шкур с длинными голенищами, заменяющими штаны. Главная пища самоедов – рыба и мясо диких зверей и птиц, хлеб в малом употреблении. Занятия: рыбная ловля, звероловство, сбор кедровых орехов. По реке Оби самоеды разводят скот, но по причине частых падежей скотоводство незначительное. Самоеды Южной Сибири держат собак и лошадей. Обские самоеды занимаются извозом и ремеслами: плотничным, кузнечным, столярным и др. Язык несколько наречий и оттенков.  Самоеды идолопоклонники. Высшее единое существо –  Сам-Нум, которому подчинены Лохеты, доступные одним шаманам (жрец, врач и волхв). У каждого самоеда свой идол (медведь, волк и др., вылитые из олова, меди или сшитое из мехов). Самоеды подданные России с конца XV века. Возглавляют самоедов старшины, которые и собирают ясак (ГСС-4, с. 420-421).

 

Сандан – племя. Правый берег нижнего течения реки Амура до его устья. Искусны в горшечном деле и производят род фарфора. Заняты скотоводством и охотою. Оружие: луки их бычьих рогов, стрелы и пики. Волосы длинные. Религиозные обряды схожи с айвами острова Сахалин. Торгуют или ведут мену в низовьях Амура с маньчжурами и другими племенами: оротско, смеренкур, сирун-айны, кимунь-Айны, кордетеки, киаки, кара, идаа, киссен (ГСС-4, с. 424).

 

 Славяне (словене). Самая многочисленные племена России. География проживания повсеместны и трудно указать конкретный регион страны. Например: Великороссияне. Астраханская губерния. Каспий (ГСС-1, с. 150; UCC-4, c. 434)

 

Восточные и северные славяне

Бужане.

 

Волыняне – восточнославянское племя или племенной союз (конец X — начало XI веков). Место расселение бассейн верхнего течения Западного Буга и близ истоков реки Припяти. Волыняне владели 70 крепостями (конец X века). Главные города волынян - Волынь, Владимир-Волынский.

 

Вятичи. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное «государство» – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи. Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз. Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей. 

 

Древляне – восточнославянское племя, обитавшее в нынешнем украинском Полесье (Житомирская и запад Киевской областей). С востока их земли ограничивали рекой Днепр, а с севера рекой Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 году.

 

Дреговичи

 

Дулебы - восточнославянское племя. Территория проживания верховье Днестра и Буга, далее расширить. Соседи ниже по течению - тиберцы, на северо-западе – волыняне, на северо-востоке – древляне, восток - поляне.

 

Краинцы

 

Кривичи

 

Новгородцы (ноугородцы). Из описания киевского лепописца.

 

Поляне - восточнославянское племенное объединение, в эпоху расселения восточных славян поселившееся по среднему течению Днепра, на его правом берегу.

 

Радимичи

 

Северяне - северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания неизвестно.

 

Словене ильменские (новгородские, проживали по берегам озера Ильмень).  Самое северное восточнословянское племя. Первые упоминания относится к VIII веку.

 

Тиверцы - восточнославянское племя. Территория проживания среднее течение реки Днестра и Буга,  далее расширить. Соседи выше по течению Днестра и Буга дулебы.

 

Уличи (угличи, улучи, улутичи, лютичи, лучане) (Вернадский Г.В. История России. Образования Киевской Руси (839-878 гг.) – восточнославянское племя (VIII-X века), состоящее из общин (на начало IX века 318 общин). Столица племени – Пересечень. Территория, проживая племени низовье Днестра, прилегающее к Чёрному морю и далее до Прута и Дуная. Соседи по Днестру выше по течению восточнославянское племя тиверцев.

 

Хорваты белые

 

Западные славяне

Поморяне

 

Бодричи (ободриты). Польские племена.

 

Лужичане. Лужицкие сербы.

 

Лютичи

 

Ляхи

 

Южные славяне

Берладники – беглецы и беженцы южных земель Русской Руси (XII-XIII века). Селились между Днепром и Карпатами в низовьях Дуная, преимущественно в районе молдавского города Бырлад на одноимённой реке (ныне территория Румынии). В летописи есть напоминания о их хищном набеге на город Олешье (Алешки) в 1160 году с грабежом товара, захвате полона (пленников) и отбитых судовой ратью киевского воеводы Георгия Несторовича (Водные пути, с. 76).

Бродники (бордники, продники, бронники, бродничи, бродници) — этнически смешанное население побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII—XIII вв. в приграничных к русским княжествам территориях.

Верзиты. 

Драговиты

Захлумляне. 

Корсуняны – род славян язычников, приходившимся для рыбалке в днепровское устье с крепости Корсунь (Крым). Из мирного договора с греками 995 года "не творить зла никакого же" (Водные пути, с. 20).

Сагудаты. 

Смоляне. 

Струмяне. 

Тимочане. 

Эзериты.

Милинги.

 

Татары проживают во многих регионов России. Где их меньше, где-то больше. Имеются белгородские татары, казанские, тюменские, башкирские, грузинские (Тифлисская губерния (ГСС-4, с. 585). ) и т.д. Ниже описаны астраханские татары.

 

Агржанского, Бухарского и Гилянского дворов. Жили в Астрахани. 1800 душ обоих полов (ГСС-1, с. 151).

Кундровские. Астраханская губерния (1912). Древние кочевники крымской стороны. Около 12000 душ обоих полов (ГСС-1, с. 150).

 

Асъ (Асские Кундровцы). Село Хожетаевка Красноярского уезда Астраханской губернии. Род разделяется на 2 отделения: Шотук; Кутлас. Численность - 600 душ мужского пола (ГСС-1, с. 156).

 

Касимские. Трудолюбивы, честны. Торговцы. Живут зажиточнее русских крестьян. Почти все грамотные (1860) (ГСС-4, с. 374).

 

Юртовские. Астраханская губерния (1912). Представляющие остатки Золотой орды. Жили оседло в 15 селениях. Около 80000 душ обоих полов (ГСС-1, с. 150).

 

Ташкентцы (ГСС-4, с. 554).

 

Телеуты – Горный Алтай. Бийский уезд (1900). Остаток большого кочевого народа (ГСС-1, с. 264). Телеуты и калмыки (орда князя Бинея), как обитателей Сибири известны с начала XVI века. Телеуты занимаются земледелием, в значительной степени утратив свои племенные черты. Близость их наречия к теленгитскому и общность родов указывает на их общее происхождение. Национальный костюм их мало отличается от теленгитского (Штейнфельд В. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911. Бийск: Типография "Товарищество", с. 39).

 

Тунгусы. Якутская область. 486 душ (1860). Кочевники по рекам Лена, Оленек и Анабар (ГСС-1, с. 444). Тунгусы хорошо выделывают оленьи кожи.

Дауры – народ тунгузского племени, живший до половины XVII века в стране, лежащей на востоке от Яблонного хребта по берегам Аргуни и верхнем течении реки Амура. В 1643 году из Якутска против них послан Поярков. Управлялись князьями. Занимались земледелием, скотоводством, садоводством и вели торговлю с китайцами и монголами, выменивали у них ткани на меха и хлеб. Жил в городах и крепостях (ГСС-2, с. 15).

 

Гольд – тунгусское племя на реке Амур (Приморская область, 1860) (ГСС-2, с. 49).

 

Ламуты (эвены). Тунзгуское племя. Якутская область. 894 душ (1860). Кочевники. Жили на реках Индигирке и Алазеи (ГСС-1, с. 444).

 

Бирский – Минусинский округ. Енисейской губернии (1860). Кочевники. 22 улуса и 17 станиц (ГСС-1, с. 259). 

 

Самаргарцы (самагирцы), племя тунгузов, заселяющее с низадальцами и другими родами близлежащие обширные места прибрежье реки Амгуни (ныне Хабаровский край). Язык имеет особое наречье тунгузского языка и отличается от гилякского и мангунского. Самарганцы, подобно гольдам, в особенности придерживаются маньчжурских обыкновений, бритые головы с оставленными волосами на макушке волосами. Покрой одежды схож с маньчжурами, которые посещали эти отдалённые места. Жильё, образ жизни, одежда схожа с другими прибрежными племенами реки Амура (ГСС-4, с. 401).

 

Туркмены. Пришли в 1815 году с Мангышлака, кочуют на землях Кундровцев (ГСС-1, с.151).

 

УбыхиОбщество Вардане. Проживали на восточном берегу Чёрного моря по рекам Сочи и Сюэпсе между обществами Убыхов и Саше, около мыса Вардане. Миролюбивы, зажиточны, торговцы. Имели торговую пристань Вардане (Сюэпсе). Ныне Вардане именуется район города Сочи (ГСС-1, с. 395). 

 

Финны  (ГСС-4, с. 434) исконное население всего прибрежья Финского залива и Ладожского озера, имели 3 ветки: чудь – жили около Чудского озера и по реке Наров (ГСС-4, с. 433); водь – жили к востоку от чуди (ГСС-4, с. 433); ижора – жили по рекам Неве и Ижоре (ГСС-4, с. 433)Славяне прибыли на побережье Финского залива и Ладожского озера в IX веке и жили в дружбе с местными аборигенами – финнами и оба возможно участвовали в приглашении к себе княжить варягов (ГСС-4, с. 423). Есть другое мнение. Финское племя имело 6 ветвей: савакоты (протестанты); эвремейзеты; ватьялайзеты (водь, у русских – чудь); ингрикоты (ижоры); корелы; эсты. Соседи славян по низовьям реки Луга финно-угорские племена: водь, ижора, чудь. Отсюда и название рек и селений - Ижора, Чудово.

 

Хакасы (киргизы) жившие до Р.Х. на реке Да-Кемь, то есть в верховьях реки Енисея. Принадлежали к алтайскому или тюрко-финскому племени. По свидетельству китайских летописцев, хакасы находились в частых торговых сношениях с китайцами и аравитянами, а надписи и находимые в курганах предметы свидетельствуют, что народ этот стоял на довольно высокой степени образованности. Много курганов и надписей у подножья Саянского хребта и по реке Енисею и ея притокам. В курганах находили серебряные и медные орудия, глиняную посуду и оружие. Вывод: древние обитатели Саянского хребта были народы оседлые, воинственные, знакомые с горным промыслом и вероятно, занимавшиеся скотоводством. Саянский хребет был кочевьем разных народов, вытеснявшим друг друга, и оставивших по себе эти памятники. Остатки этих народов кочевали под общим именем татар в Минусинском, Канском и Нижнеудинском округах. По приходу русских в конце XVII веке киргизы переселились южнее. Киргизский народ воинственный и склонен к грабежам (ГСС-4, с. 511).

 

Черемисы (марийцы, мари). Бирский уезд, северная часть Оренбургской губернии. До 30000 душ обоих полов. Идолопоклонение. Скотоводство, земледелие (ГСС-1, с. 260).

 

ЧеркесыАдиге (Адыге) - общее название национальности на Кавказе (ГСС-1, с. 18).

 

Абадзехи (Абазехи) – племя черкесов. Кубанская обл., сев. склон главного Кавказского хребта, граничит с племенем Бжедухов. Численность 40-60 тыс. душ. Имеет 7 родов (Темдаши, Джингет-Хабль, Дауль-Хабль, Нежуко-Хабль, Гатюко-Хабль, Тфишеб, Туба). Все рода не подчинены одному властителю, но каждый управляется народным собранием, во главе стоит старшина. Живут аулами от 2 до 50 саклей (домов). Сакля строится из плетня, обмазанная глиной и редко из толстых досок. Кровля из соломы. Мужественный народ. Главное занятие: грабеж, разбой. Хлебопашество только для своих нужд. Почва превосходно производит просо, ячмень, кукуруза и огородные овощи. Скотоводство в хорошем состоянии (стада овец, табуны лошадей). Из шерсти производиться сукно и бурки. Главные черты характера: гостеприимство и мстительность. В 1846 году приняли подданство России, а на следующий год отложились и признали своим халифом турецкого султана. В 1859 году изъявили покорность России.

 

Ардон – общество черкесского племени из рода Темиргоевцев, живут в Терской области, в соседстве с Махошевцами. Численность 7000 человек (ГСС-1, с. 127).

 

Ауховцы – род черкесского племени в Терской области. Хлебопашество, скотоводство, пчеловодство (ГСС-1, с. 161).

 

Черневые татары (кижи). Горный Алтай. Чёрный человек, получили название от местности, ими занимаемой, покрытой хвойным лесом – суть племени сомнительного происхождения. Это совершенно обруселое и переродившееся смешанное потомство татар и русских. Живут улусами. Занятия: звероловство, ореховый промысел, пчеловодство, пчелование (отыскивание диких пчёл) и рыболовство. Земледелием занимаются мало. По характеру мягки, добродушны, общительны и между собою живут очень дружно (Штейнфельд В. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду, 1911. Бийск: Типография "Товарищество", с. 39). 

 

Чеченцы.

Ако (Ахо, Акинцы) – род чеченского племени. Обитает в Терской области по берегам рек Ассы, Сунжи. Исповедуют магометанскую веру. В 1858 году приняли владычество России (ГСС-1, с. 34).

 

Джан-бутри – общество (900 душ обоих полов) чеченского племени в верховьях Аргуна. Они никогда не были покорны России (ГСС-2, с. 47).

 

Пшехой (Шопоти) – род, обитает в верховьях реки Мартана. Численность около 4000 душ (ГСС-4, с. 256).

 

Чуди (чудаки). Древний народ Алтая. Железа они не знали. Инструмент изготавливали камня или меди. Чудские копи найдены русским промышленником Акимфием Демидовым (сын Никиты Демидова) в 1723 году (ГСС-1, с. 79). Есть иное мнение: Чудь – западно-финское племя. Собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, корела, ижора, эсты и др.). Чуди занимались добычей серебра в Саянском хребта в долине Енисея, о чём свидетельствуют старинные копи обширных размеров. Серебряные руды добывались преимущественного из медного колчедана. Китайские летописцы описывают, что в этой местности большое количество памятников, а именно: могильные курганы, надписи и предметы (ГСС-4, с. 510-511).

 

Эсты (ныне эстонцы). Финское племя. Принадлежат к финскому племени, похожи на лапландцев и были порабощены германами. Место обитания: север Лифляндии. Степень развития при бедности и умеренности – низкая. Заняты земледелием, рыболовством, реже скотоводством. При белокурых волосах эстов известна вялость. Им недостает подвижность. Темперамент флагматико-мечтательный. Редко встречаются черноволосые, которые имеют крепкое телосложение и суровый вид. Ленивы и трусливы. В виду наличия большого количества озёр и болот господствующие болезни ревматически-простудного характера. Одежда эстов мало защищает шею и грудь. Жилища бедны, нечисты, печи без труб. Пища большей частью из ржаного хлеба, каши, картофеля, стручковых плодов, молока и рыб. Мясо едят по праздникам. Большое изобилие ягод. Питье: вода, кисловатый напиток добываемый брожением отрубей или каша и кислое молоко, которое крестьян особенно летом имеет всегда при себе. Водка любимое средство для возбуждения и духа. Против "злого глаза" в особенности во время крестин носят в ладонках вонючую камедь, к которой примешивают в некоторых местностях для усиления ещё ртуть. Имеется мнение, что для роженицы самый лучший родовой стул колени её мужа, а самое лучшее место для родов баня. Эсты верят в добрые и злые ветры. Имели много предрассудков (Народная медицина и народные средства различных племён Русского царства, с. 13). Эсты употребляют против острых скоротечных лихорадок – овечий кал. Они кладут немного этого кала в мешочек и опускают последний в питье больного. Потогонным средством у них служит порошок кала и пополам с зарею (Народная медицина и народные средства различных племён Русского царства, с. 94). Эсты мою голову отваром дубовой коры, а мажут её потом несолёным маслом или серную мазью (Народная медицина и народные средства различных племён Русского царства, с. 127).

 

Юраки – ненцы.

 

Якутские племена. Туземцы: ламуты, чуванцы, юкагиры, тунгусы, якуты. Большая часть обрусела и обратилось в христианство. Значительное поселение Анюйская (250 вёрст от Нижне-Колымска) основанное в 1810 году, состояло из 30 изб, часовни и казарм и обнесена крепосница деревянной стеной. 12 марта проводилась в поселении ярмарка численностью 300-900 человек. Русские купцы выменивали у чукчей за табак, железные изделия и мелкие товары – мех и мамонтовую кость (ГГС-1, с. 109).

 

Абакинский род (744 душ обоих полов (1859), реки Вилюи, Кеньюрях, Марх, Се) (ГСС, с.30).

 

Адяны (Шиганы) – род якут, обитающих на восточной стороне реки Хатанги (ГСС-1, с.20).

Байдунский - род якутов. Якутская область. Колымский округ и управа. На реке Калым и речке Федотих. Численность 761 душ обоих полов. По управлению состоят в ведении Государственного имущества, а по платежу ясака Императорского кабинета (1859) (ГСС-1, с. 181).

 

Батурский (Батурусский, Бутурский) улус племени Якутов (Якутская область). Кочевники. Состоит из 31 наслегов. Численность 30007 душ обоих полов (1859).

 

Бястятский род (ГСС-1, с. 381). Верховилюйская инородная управа (10197 душ обоих полов по состоянию на 1859 год): Чачуйский род; Орготский род; Чукарский род; Халбатский род; Удюгейский род; Хоринский род; Меитский род; Кулятский род; Ботулинский род; Намский род (ГСС-1, с. 436). Занимаются резьбой разных вещей из мамонтовых клыков (ГСС-1, с. 445).

 

Бордонский род якутов. В 1859 году их было 5355 душ обоих полов. Забайкальская область. Вплюйский округ (ГСС-1, 295).

 

Ботулинский род якутов жили при 32 небольших озёрах и по реке Юряну (Якутская область, 1860) (ГСС-1, с. 311).

 

Омоки. Кочевники. Жили на берегах реки Индигирке. В 1860 году не существовали (ГСС-1, с. 444).

 

Чуванцы.

 

Юкагиры. Якутская область. 857 душ (1860). Кочевники. Жили на реках Индигирке и Яны. (ГСС-1, с. 444).

 

 

Ятвяги уничтожены в 1282 году польским герцогом Лешкою Чёрным (ныне Республика Беларусь, Гродненская область, земли в районе реки Супрасль). После этого года из летописи эта национальность пропала (ГСС-1, с. 403). Балтское племя.

 

РУССКАЯ АМЕРИКА

 

  В 1648 году (предположительно) достигли берегов Аляски участники экспедиции Семёна Дежнёва , которые первыми проплыли по Берингову проливу из Студёного моря в Тёплое.

 В 1853 году с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв-Амурский.

 В 1867 году Россия за 7,2 млн. долларов продает Аляску Соединённым Штата Америки общей площадью 1 518 800 км.

   Причин продажи Аляски несколько.

 

Агильмюты (Аглигмюты) – туземское племя, занимающее в Америке прибрежье Берингово моря между рекой Кусковин на юг и рекой Кижунак и мысом Румянцова на север. Племя имеет в языке и обычаях много сходства с соседними Квихпахцами. Обменная торговля с русскими (звериные шкуры, горшечная глина и болюс, кроме того в их земле множество костей ископаемых животных, из которых они делают украшения) (ГСС-1, с. 14).

Аглегмюты. Независимые колонии туземцев. Придерживались шаманства (ГСС-4, с. 346).

Алеуты. Зависимые колонии туземцев. Православные (ГСС-4, с. 346). Племя, обитающее на Алеутских островах и полуострове Аляска (ныне США). Принадлежат, вместе с эскимосами и чукчами, к полярной народной группе. Череп плоский сзади и сжатый со сторон, имеет несколько пирамидальную форму. Скулы сильно выдаются. Рост средний но, кажется малый, потому что алеуты искривлены от сидения на байдарке. Сложение крепкое. Волосы чёрные. Цвет кожи от светло-желтого до бурого. Борода и усы редки, глаза маленькие, нос не большой, но не совсем приплюснутый. Умственные возможности слабые. Предприимчивые. Развита глазомерная съёмка. Многие из них вышли хорошими мореходами. Охотно обучаются грамоте. Христианство вытеснило у них шаманство. Кротки, честны, правдивы, доверчивы и даже легковерны, терпеливы, умеренны, но упрямы, ленивы, робки и даже трусливы, но не на море. Прежде управлялись патриархально, родовыми правителями или тоенами и разделялись на знатных (семейства и родственниками тоенов. Совет знатных ограничивал власть тоена), простолюдинов (права свободных людей) и рабов (отсутствие права собственности и обязательная служба господину). С приходом русской администрации тоены утратили силу, рабство пропало. Алеуты становиться рабочей силой, а подрядчиками выступают американцы. Ясаком (налогом) алеуты не облагаются, но все взрослые от 15 до 50-го летнего возраста находятся в обязательной службе компании. Служба заключается в том, компания высылает туземцев на звериный промысел, и не стесняя их ничем на охоте, обязывает сдавать все добытые шкуры компании по установленной и утверждённой правительством таксе. В середине XVIII века численность алеутов составляло около 25000. В 1860 году на Алеутских островах проживало 4645 алеута и 1896 креола. Варварское отношение русских промышленников к местным аборигенам привело к сокращению численности местного населения, а также голод, занесены заразные болезни с материка, привлечение алеутов для работы в открытом море и т.д. Две третьих селений алеутов прекратило своё существование.

Атнайцы (Атнахтяне) – северо-американское племя. Место обитания прибрежье реки Атны (Медной) Аляски. С чугачами 600 душ обоих полов. Высоки, сильны и отважны. Хорошие охотники за оленями, рыбная ловля второстепенна. В 1852 году 100 человек умерло голодной смертью, ввиду неудачной охоты. В языках, нравах и обычаях схожи с колошами, но не приносят жертвоприношение. Трупы умерших сжигают. В году у них 15 месяцев. Независимы от русско-американских компаний (ГСС-1, с. 159).

Кенайцы. Зависимые колонии туземцев. Православные (ГСС-4, с .346).

Колоши (колюжи). Независимые колонии туземцев. Придерживались шаманства (ГСС-4, с.346).

Креолы. Зависимые колонии туземцев. Православные (ГСС-4, с .346).

Кускоквишцы. Зависимые колонии туземцев. Придерживались шаманства (ГСС-4, с .346).

Курильцы. Зависимые колонии туземцев. Православные (ГСС-4, с .346).

Кыльчане. Независимые колонии туземцев. Придерживались шаманства (ГСС-4, с .346).

Медновцы. Зависимые колонии туземцев. Православные (ГСС-4, с .346).

Мгаленцы (угалахмюты). Независимые колонии туземцев. Придерживались шаманства (ГСС-4, с .346).

Чугачи. Зависимые колонии туземцев. Православные (ГСС-4, с . 346).

 

Факты

Казаки, это конечно не национальность, а можно сказать - это уклад жизни, со своим бытом и законами. Постепенно казаки разошлись по всей России и чаще выполняли роль воинских формирований власти, а иногда и против. Ими исследовались новые земли, расширяя территории Руси и далее России. Участники войн, охраны границы государства. Селились станицами, имея своих руководителей - атаманов. Решение принималось на общем войсковом совете казаков - "круге", который являлся высший орган самоуправления. Конечно сразу дисциплинированными они не стали. Это вольные, само и трудолюбивый народ, не подвластный никому, кроме выбранного атамана из своих казаков. Часто можно слышать, что на Русское государство нападали монголо-татары, забывая о том, что казаки были не проч совершать набеги и на крымско-татарскую землю, Польшу.

* Запорожцы – ранее именовался козарами (Записки о Южной Руси, с. 150). Народ дородный. Шеи у них – хоть ободья гни, ни в своё общество какую-нибудь дрянь не примут. Усы такие длинные, что за уши закладывались. В воскресенье соберутся бывало гулять: богатые особо, а бедные особо. Богатые разобьют палатку и делают бал: водку пьют, играют в карты, а всего больше в шашки. Кобзарь бывало играет им в кобзе, поджавши под себя ноги, а они танцуют.